На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |
Сегодня как никогда актуальной стала тема молодежного политического экстремизма. Российские СМИ дружно заговорили о той угрозе, которую несут обществу подростковые группировки "бритоголовых" - "скинхеды". Свою роль сыграли в этом июньские события на Манежной площади во время трансляции футбольного матча Россия - Япония. Уже в первых вечерних выпусках новостей государственного телеканала РТР прозвучала мысль о том, что именно "скинхеды" являются зачинщиками побоища. В ходе репортажа с места события оператор умело выхватывал из толпы болельщиков лица разгоряченных подростков, которые, переживая за исход матча, выкрикивали: "Россия!", в то время как комментатор за кадром перечислял количество изуродованных машин и избитых сотрудников правопорядка. С одной стороны, очевидно стремление власти представить именно такую молодежь носителями идеологии экстремизма, с другой - тревожно, что естественное для русского человека чувство патриотизма у этих ребят порой принимает уродливые формы. Чтобы понять, где корни этого явления, следует выяснить, что вообще представляют собой отечественные "бритоголовые".
Портрет типичного московского скинхэда в общих чертах знаком любому жителю столицы. Короткая куртка-"бомбер" защитного или черного цвета, подвернутые джинсы или камуфляжные брюки, высокие тяжелые ботинки фирмы "Гриндерс", "Доктор Мартине", а у тех, кто победнее - просто армейские "берцы". Популярны бейсболки фирмы "Лонсдейл", майки и нашивки с разнообразной скиновской символикой - кельтским крестом, мертвой головой, цифрами "88" и т.д. Что касается пресловутых "бритых голов", то сегодня многие московские скины перешли просто на короткие стрижки. Носят и бороды - короткой подковкой. Но большая часть бритоголового контингента столицы - безбородая молодежь лет по 14-18, по скиновской терминологии - "пионеры". Это, как правило, жители окраинных "спальных" районов или ближнего Подмосковья, учащиеся школ, колледжей и ПТУ. Выше в скиновской иерархии стоят "старшие", лет по 20-25, с многолетним стажем участия в движении; среди них немало студентов престижных столичных вузов. Типичный московский скинхэд живет с родителями, а движению отдает свободное от учебы или работы время, в основном выходные. Семейному воспитанию он следует и в вопросах религии: ребята, выросшие в православной среде, таковыми и остаются. Те же, чьи родители не были религиозными людьми, к вере безразличны или уклоняются в язычество. Музыкальные вкусы, наоборот, отличаются "партийностью"; скины слушают т.н. "скиновский рок", внешне отличающийся от тяжелого только текстовкой песен, из которой они преимущественно и черпают свою идеологию. Особенно популярны отечественные группы "Вандал", "Коловрат", украинская "Секира Перуна" и зарубежные команды. Попсу не уважают, а рэп активно не приемлют в силу его негритянского происхождения, и его поклонников поколачивают. "Правильный" скин презирает наркотики, но пьет пиво литрами и курит как паровозная труба.
Российские скины считают себя частью мирового движения бритоголовых и в целом признают его идеологические основы, заложенные в 60-х гг. XX в. в Британии, а в последующие десятилетия распространившиеся в Европе и США. Однако в России, где движение получило широкое распространение только в 90-х гг., существует и четкая специфика. В принципе, все наши бритоголовые делятся на русских националистов и нацистов европейского образца, но взгляды обеих этих категорий изрядно перемешаны. Основные идеи и у тех, и у других общие, довольно простые и вкратце могут быть выражены популярным у московских скинов лозунгом: "Россия для русских, Москва для москвичей". Фактические истоки российского скин-движения коренятся в бесконтрольном наплыве в 90-х гг. в российские города мигрантов с Кавказа и из зарубежной Азии, активно создающих в России свои землячества, криминальные структуры и часто ведущих себя крайне агрессивно. Русские бритоголовые нередко называют себя "белым сопротивлением" и считают своими врагами кавказцев ("цунарефов" - по скиновской терминологии), азиатов ("гуков") и негров. Среди них присутствует и антисемитизм.
Приверженность отечественных скинхедов собственно фашистской идеологии сильно преувеличена различными СМИ - они все-таки правнуки фронтовиков. В этом отношении показательно, что, несмотря на все "прогнозы", 20-е апреля они открыто не отмечали. Кстати, многие из них склонны рассматривать эту дату скорее как "скиновский день", чем как юбилей Гитлера. Вообще излишняя заинтересованность идеологическими тонкостями для большинства бритоголовых не свойственна. Их стихия - дело, "рейды" и "акции", как они сами называют походы по вечерней Москве группами с целью избиения различных "черных". Именно поэтому скиновские группировки всегда расходились с политическими организациями оппозиции, которые в разное время пытались работать с ними - РНЕ, ННП, НБП и др. Фактически вся традиция движения бритоголовых в России базируется на трех основных идеях: расизме, национализме и уличном насилии. Справедливости ради следует отметить, что чувство патриотизма у большинства скинов развито довольно высоко. "Косящие" от призыва в армию не пользуются у них популярностью, а имена соратников, погибших в горячих точках (например, участника известной группы "Коловрат" Игоря Дронова, убитого в Чечне), окружены почетом.
Известно, что скинхеды Западной Европы никогда не были христианами, но о религиозных убеждениях наших скинов с такой определенностью говорить нельзя. Например, перед нашумевшим погромом на Ясеневском рынке группа бритоголовых пыталась обратиться за благословением в один из московских православных храмов, а убитых кавказцами скинхедов отпевают.
Скиновский контингент Москвы складывается под влиянием постоянной текучки кадров. Взрослея, обзаводясь постоянной работой или семьей, ребята автоматически "вырастают" из движения. Но безработица, криминальный беспредел и межэтнические конфликты небогатых окраин столицы регулярно готовят им смену. Если же человек задержался в движении несколько лет, то вполне очевидно его превращение в "авторитетного скинхеда", вожака молодежи. Именно такие начинают активно заниматься вопросами идеологии, изданием скиновской периодики (до недавнего времени - журналы "Под ноль", "Отвертка", "Дело 88"), в данный момент - скиновская страница в газете "Я - русский"), налаживанием связей между российскими и иностранными группировками.
Единого принципа организации у столичных скинхедов не существует. Есть группировки, являющиеся филиалами организаций мирового или общеевропейского масштаба ("Кровь и честь", "Хаммерскин") и собственно российские и московские объединения ("Русская цель", "Бригады 88", "Русские девушки-скинхеды" и др.). Имеются скины и среди футбольных фанатов. Но большую часть составляют стихийно возникающие по территориальному принципу группы молодежи с московских окраин и из области, которые сильны не столько четкой организацией и дисциплиной, сколько решимостью на самые отчаянные шаги.
Данные о численности московских бритоголовых, приводимые ГУВД Москвы и различными СМИ (от 1,5 до 5 тыс. чел.), неоднозначны и очень приблизительны. Явно далеки от реальности и сами скинхеды, оценивающие свою численность в столице и области в 12-15 тыс. чел. С уверенностью можно сказать одно: скиновские рати Москвы насчитывают не менее нескольких тысяч активных бойцов и во много раз больше сочувствующих.
В свете недавних дебатов в Госдуме вокруг "Закона о противодействии политическому экстремизму" неизбежно возникает вопрос: будет ли он работать на деле? Пока его очевидным результатом является лишь рост общественного интереса к движению бритоголовых. Сами скины шутят, что власти сделали им неплохую рекламу... Очевидно одно: пока существуют причины, породившие в России рост национального экстремизма, остановить его невозможно.
На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |