На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |
"Европа не признает нас своими... Во всех... разнобразных сферах господствует один и тот же дух неприязни, принимающий, смотря по обстоятельствам, форму недоверчивости, злорадства, ненависти или презрения".
Можно подумать, что эти строки написаны в наши дни. Единственное, что выдает их давнее происхождение - это слово "Европа". Сегодня мы сказали бы: "Запад". Тем более, что в современном представлении о едином Западе доминирует Америка (точнее, Соединенные Штаты).
Существуют ли закономерности в отношениях между Россией и Западом? В чем причина враждебности Запада к России? Что такое Европа, Славянство, Россия? Каковы национальные задачи России? Как важны эти вопросы сегодня! Но уже много лет назад поставил эти вопросы и нашел на них ответы русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский. В 1869 году вышла в свет его замечательная книга "Россия и Европа" (подзаголовок - "Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому"). Она имела огромный успех и оказала большое влияние на развитие русской общественной мысли и на историософию 20 века.
В либеральной, а затем марксистско-ленинской инвентаризации русской культуры Н.Я. Данилевский значится как "реакционер" и "великодержавный шовинист", что в переводе на русский язык означает: православный христианин, монархист и патриот.
В России 19 века деятели консервативного направления, в отличие от демократов, были не только политиками и идеологами - обычно они трудились на государственной службе, на ниве народного просвещения или в науке. Они строили могущество Империи, умножали богатство и славу России. Н.Я. Данилевский не был среди них исключением. Сын заслуженного генерала, воспитанник знаменитого Александровского лицея, он продолжал свое образование в С.-Петербургском университете, получил степень магистра ботаники. В 1850-х годах Данилевский участвовал в научно-исследовательских экспедициях в различных краях России, в т. ч. на Белом море и в Ледовитом океане. Им было выработано законодательство о рыболовстве в водах Европейской России, действовавшее до 1917 года. В естественнонаучных кругах широкую известность Данилевскому принесла его двухтомная книга "Дарвинизм", в которой он дал глубоко обоснованное опровержение учения Дарвина. Данилевский жил в Крыму, был директором Никитского ботанического сада. Из 46 опубликованных им работ 36 посвящены проблемам естествознания. Но всероссийскую славу ему принес труд историка - "Россия и Европа".
В самом названии этого труда можно усмотреть вызов. В нем декларируется "разнородность" России и Европы. Но разве Россия - Азия? Разумеется, нет. Но ведь и "Европа" как географическое понятие - условность, некогда обозначенная древними греками. Если Россия относится к Европе, то и Европа относится к России, простираясь до Владивостока, о котором древние греки ничего не знали. Но история научила нас ограничивать понятие "Европа" Европой Западной, враждебность которой к России уходит корнями в разделение древнеримского наследия на католический Запад и православный Восток,
Православный христианин, Данилевский, поднимая тему о России и Европе, намеренно "вынес за скобки" религиозный фактор, самоочевидный для всякого православного читателя, но как ученый-естественник он объясняет современную ситуацию натуралистически.
Со времен Карла Великого Запад привык смотреть на "другую Европу", т.е. славяно-византийский, а затем славяно-российский Восток, как на объект экспансии - религиозной, культурной, экономической, военной. В новое время планетарные масштабы приняла агрессия Запада в роли носителя "общечеловеческих ценностей". На смену религиозному прикрытию грабежа и насилия явилась претензия на универсальность и Бесчеловечность западной цивилизации.
По Данилевскому, видеть в странах Запада авангард человечества, за которым должен тянуться весь остальной мир - пагубная ошибка. У человечества нет единого цивилизационного пути. Нет общечеловеческой культуры, как и общечеловеческой истории. Человечество - абстрактное понятие. Действительность - это народ.
Данилевский зорко разглядел опасность для мира "всечеловечности" и "универсальности", идущей с буржуазного дехристианизованного Запада. Поэтому Данилевский оставил ему "честь" называться "Европой", противопоставив ему Россию и славянство.
"Большей клятвы (проклятия - ред.) не могло бы быть положено на человечество, как осуществление единой общечеловеческой цивилизации", - утверждает Данилевский. Он утверждает также, что на смену Западу приходит более молодой славянский мир во главе с Россией, который призван разрешить социально-экономический вопрос и создаст со временем высший, по сравнению с западным, тип цивилизации. Необходимое требование исторического призвания России - стать во главе всеславянской федерации со столицей в Константинополе.
Книга "Россия и Европа" принесла ее автору громкую славу среди современников, а в советскую эпоху старательное замалчивание. За границей его знали лучше. Н.Я. Данилевский был известен как пионер современной историософии, прямой предшественник Шпенглера и Тойнби. Но для нас он дорог тем, что своим учителем его считал Константин Леонтьев, тем, что он совершил прорыв в русской общественной мысли, что многое, сказанное им о нашей стране и мире, для наших дней поразительно актуально...
Нашему национальному самосознанию, которое пока только еще "учится ходить" необходимо усвоение уроков Данилевского. Его великая книга должна обрести вторую молодость.
На главную | Оглавление номера | Главная страница номера |