На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Говорят, что духовная жизнь - это борьба с нашим личным грехом и ничего более. Невозможно с этим согласиться. Равнодушие к тому, что происходит вокруг нас - разве это не наш личный грех? Разве не "внешние события" -например, революция 1917 года или сегодняшние потрясения - определили и определяют вечную участь миллионов людей?
    Рыбалко П. С., г. Харьков

    Невидение апокалиптического момента нынешней истории не означает ничего кроме духовной слепоты. В прославлении святых Царственных мучеников и всего сонма новых мучеников и исповедников Российских мы должны увидеть именно этот момент.
    Преподобный Паисий Афонский говорил, что были времена, когда монаха, занимающегося вопросами общественной жизни и политики, следовало заточить в башню. А теперь, добавляет он, наоборот - если монах нарочно закрывает глаза на происходящее в мире, то его следует заточить в башню.
    Как мы знаем из Священного Писания, в истории человечества раскрываются две тайны: тайна благочестия и тайна беззакония. Тайна беззакония проявляется не только в нашем личном грехе, когда мы сопротивляемся Богу. Существует и организованное, государственное, коллективное политическое сопротивление, которое мы можем наблюдать в истории.
    Перед лицом града Божия, который созидается из камней живых, - стоит град вражий, именуемый духовно "Вавилон". Человеческое творчество начинается с избранного народа, призванного уподобиться Богу. Этот народ подобен дереву, о котором говорится в Евангелии, или закваске, преобразующей все тесто.
    В течение всей истории Израиль сталкивается с некоторыми народами, которые ведут против него войну. Мы знаем людей, возглавивших эту борьбу: фараон, Сеннахирим, Навуходоносор, Антиох Епифан и другие. Пророки сознавали, что эта война имеет определенную логику: Израиль утверждается в Святой Земле и забывает своего Господа Бога. Бог воздвигает против Израиля некий народ, чтобы уцеломудрить его, чтобы Израиль не погиб в небытии идолопоклонства и неправды. Пророки называют эти народы "жезлом Иеговы", они орудие гнева Божия, или, точнее сказать, их руками Бог исправляет Свой возлюбленный народ. Эти языческие народы, в свою очередь, будут сокрушены. Фактически это ненависть к делу Божию, которое осуществлялось в Его народе: "Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным. Князи людстии воссташа на Господа и на Христа Его" - народы поднимаются на Господа и на Помазанника Его - Царя Израиля. Здесь берет начало идея антихриста.
    С появлением Церкви это противостояние народу Божию становится особенно напряженным. То, что мы можем прочесть в Ветхом Завете, окончательно раскрывается в Апокалипсисе - в этой истории Церкви и всего человечества, написанной наперед. Безошибочным чутьем кесари всех времен, будь то отдельные личности или коллективы, узнают в народе Божием те же принципы, несовместимые с их царством. Начиная от Нерона до Гитлера, Сталина и других, более близких к нашим дням тиранам. Тот же дух антихриста в историческом масштабе ведет смертельную войну с Церковью Божией, с народом Божиим, рассеянным по всей земле.

    Здравствуйте, отец Александр!
    Прочитал недавно прекрасную книгу В. Николаева "Живый в помощи". Хочется, чтобы больше наших современников прочли ее. Чтобы сняли розовые очки и посмотрели на жизнь более трезво. Там речь об афганской войне, это было почти двадцать лет назад. Но читаешь - и понятно, что книга не устарела, наоборот, с каждым годом становится все более актуальной.
    В конце книги есть и Ваш отзыв. Вы пишете, что сейчас все делается, чтобы люди жили как бы в "виртуальной реальности". И Вы говорите, что сейчас происходит уничтожение реальности. Объясните пожалуйста, что это значит? Не е этом ли заключается проблема зла?
    Костиков А.Г., г. Москва

    Все заключается в том, где проходит линия добра и зла. Добро, согласно учению Церкви - это бытие, то, что существует. Когда мы живем и мыслим по линии добра, мы находимся там, где бытие, где подлинная реальность. Все, что сотворил Бог, "добро зело". Поэтому по-настоящему реально только добро.
    Зло, напротив, поскольку оно само по себе есть отсутствие добра, - это небытие, попытка уничтожения бытия. Святые отцы говорят, что зло не имеет естества, оно есть искажение воли человека и паразитирует на добре. Это и есть нынешний нигилизм, несравнимый ни с каким нигилизмом прежних времен. Все иллюзорно, нет добра, нет совести, стыда, нет жизни, нет смерти, нет Бога, нет человека. Только живя по правде и добру, возвращаемся мы к истинной реальности. И только приобщаясь Богу Единому Сущему, мы реально существуем.
    Нетрудно отвлеченно говорить даже правильные вещи о проблеме зла. Можно говорить сколько угодно и не продвинуться к истине ни на шаг. Пока не будет обретено мужество встать лицом к лицу перед реальностью небытия, по-настоящему видеть эту бездну. Иными словами, начать серьезно говорить о вещах, которые называются небытие, нежить, ничто, пустота, черный провал, "черный квадрат", ад.
    Один человек, который когда-то отпал от Церкви и тяжко грешил, но по милости Божией с покаянием вернулся и потом через некоторое время снова пал, рассказывал мне, какой ужас он испытал. "Никогда в жизни, - сказал он, - я так не молился. Я увидел, что опасность вечной гибели более чем реальна".

    Дорогой отец Александр!
    Вы справедливо говорите, что сейчас многие унывают. Но как же не унывать, если видишь кругом торжество все возрастающего зла и такие страдания? И сколько людей в грехе погибают! Где же победа Воскресения Христова над диаволом? Почему Бог попускает быть этому? И может быть, нам вообще не надо искать земных побед и возрождения России?
    Мухина И. В., г. Москва

    Запомним самое главное. То, о чем говорит блаженный Августин: "Бог никогда не допустил бы зло, если бы Он не был достаточно силен и достаточно благ, чтобы извлечь добро из зла". Самое великое благо, известное человеку - благодать Божия. Вспомните, что говорит преподобный Серафим Саровский о смысле и цели христианской жизни. Она вся - в стяжании этого высшего блага. И это единственное, что может дать конечный ответ на все зло, которое Бог попускает в мире. Совершено ясно, что самое великое благо не есть благо земное. Бог хочет дать нам все, что у Него есть, а не какую-то полюбившуюся нам часть. Чтобы, в конце концов, все нынешние наши скорби были восполнены с избытком благом, несравненно более великим, чем то, что мы могли бы получить на земле, если бы у нас все было по земному благополучно. Это благо - уготованное для Небесного Иерусалима в общении святых и для всей преображенной твари. Для каждого, кто хочет вступить в дружбу с Богом. Ибо любящему Бога все содействует ко благу, как говорит апостол Павел. И в особенности - для нищих и гонимых, для невинных жертв преступлений и ужасов нынешнего века. Для тех, чья тварная свобода должна быть испытана Богом. А также и для тех, кто совершал зло с тем, чтобы благодать покаяния была дарована ему в какой-то, может быть, самый последний момент его жизни.
    Во всей истории человечества действует этот закон попущения Богом зла ради высшего блага. Одновременный рост добра и зла, пшеницы и плевелов. Плевелы быстрее растут, но в целом добро, несомненно, сильнее зла. Мир, что бы в нем ни происходило, стоит на таких непоколебимых принципах, что добрым и любящим Бога будет, в конце концов, хорошо, а злым и порочным - плохо. И благодать Божия может быть обретена и там, где торжествует временное добро на земле, и там, где обретение ее сокрыто под видимым торжеством зла.
    Вот почему мы имеем, можно сказать, христианский долг - надеяться на победу добра и во временной истории человечества. Но без всякой уверенности, что рост зла не будет сопутствовать со все большей силой росту добра. Мы должны надеяться и делать все, что по-человечески возможно, по христианской совести, ради этого, чтобы остановить наступающее зло - уничтожение нравственности, рабство, разврат, нищету, власть ископаемых чудовищ, пожирающих человеческие личности. Чтобы не было в нашем обществе такой уникальной атмосферы, в которой могут жить эти твари. Мы должны надеяться, что в пределах земной истории будет дана нам возможность не только остановить это зло, но, может быть, вновь восстановить нормальную жизнь, где дух берет верх. Где Отечество наше освобождается от "ига, ужаснейшего паче всякого иного". Где объединение человечества осуществляется под знаком подлинной свободы - не той, которая насаждается сейчас и которая хуже всякого рабства, и где люди в том числе могут иметь доступ ко всем элементарным благам человеческой жизни.
    Но не будем забывать никогда, что в этой устремленности к земной победе мы находимся там, где проходит история "мира сего". И нам все более будет препятствовать зло, все более возрастающее (но не более наших сил - Бог не допустит). И мы должны помнить о живом присутствии Божественной вечности во все моменты времени.

    Можно видеть, как за последние десятилетия стремительно происходила утрата христианского духа на Западе. То, что это происходило под влиянием современной культуры - несомненно. Нравственный обвал в нашей стране - тоже, можно сказать, заслуга деятелей искусства. (Не потому ли в церковной среде можно встретить негативное отношение ко всякому искусству?)
    Но "прогресс", как видно, не прекращается. Что сейчас понимают под искусством? Я был недавно в Москве и видел рекламу - "музей современного искусства". В центре скульптура - нечто с песьей головой, хвостом и копытами. Такое еще приснится... Искусство - культ безобразия и уродства? Это не укладывается в голове, хотя все уже привыкли. Какое поколение вырастет на этом? Нынешняя молодежь, наверное, еще "цветочки". Что же нас ожидает в будущем?
    Руденко В.В., г. Тверь

    Любое искусство имеет антропоцентрическое измерение, то есть в центре всегда стоит человек. Есть гуманизм как любовь к человеку, очищенному Кровью Христа, и есть другой гуманизм - любовь к человеку, отделенному от тайны Воплощения Божия. Здесь начинают действовать две тайны. Тайна истории и тайна искусства.
    Сейчас можно сказать, что мы переживаем времена, когда уже не стоит вопрос, существует ли Бог, а следует задавать другой: "Существует ли человек?" То есть дело зашло достаточно далеко. Мы можем проследить три этапа или три момента развития этой беды, то есть развития той культуры, которая отделена от' тайны Воплощения Сына Божия.
    1. Культура, которая все еще именует себя христианской, имеет цветы, листья и даже плоды христианства, питается еще наследием прежних веков, но она все более отрывается от своих корней. "Увядающие небеса Европы" - так охарактеризовал ее поэт.
    2. Происходит естественный процесс, когда благодатное измерение, от которого культура отдаляется, становится излишним - то есть, надстройкой, которую можно упразднить. Утверждается, что благородство, доброта, мужество, целомудрие, щедрость - прекрасные и полезные качества для земной жизни, но они кроются в природе самого человечества, а Бог здесь не при чем. Поэтому человеку нужно приобрести все эти положительные качества. Их приобретение позволит людям обладать землей, и никакая абстрактная связь с небом не нужна.
    3. Оптимистический рационализм неизбежно сменяется материалистическим пессимизмом, когда человек, видящий конечную цель своего существования в самом себе и не будучи в силах обеспечивать жизнь этого мира, развязывает войну. Войну против благодатных основ естественного нравственного закона и его Творца.
    Последнее достижение философской мысли - утверждение примата опыта над любой теорией. Отвергается Откровение - как бы на законных основаниях. Дается оправдание атеистическому сознанию, которое не знает Бога в своем опыте. В том числе, всякая мистика, пережитая на опыте, будь она четырежды сатанинской, обретает законное право, так как она познана опытно и теперь выше всякого теоретического рассуждения. Все ложные религии основаны на личном опыте.
    Таким образом, становится естественным переход к этой новой, принесенной ими культуре, которая называется "New Age" - "Новая Эра", и "Correct thinking" - "правильное мышление". Это уже философия XXI века. Мы уже говорили об этом в прошлых номерах "Русского Дома", но нелишне будет повторить. Согласно этому учению, человек свободен лишь тогда, когда делает то, что хочет. Если он ограничивает свои желания, значит он ограничивает свою природу, искажает естество и не может реализовать себя. Заповеди, нравственные запреты воспринимаются как ограничение свободы, как-то, что уничтожает личность человека.
    За самые дорогие для современного человека понятия - "плюрализм" и "свобода" - оплачено высокой ценой вековых мучительных поисков гениев человеческой мысли. Сознаем мы это или нет, знаем мы о них или не знаем, они приобретают в жизни каждого из нас особое значение, делая ложные выводы этой философии как бы объективными.
    Таково логическое развитие "тайны беззакония" и ее культуры, якобы исполненной любви к человеку, но отделенной от тайны воплощения Божия. Мы видим радикальный атеизм совершенно нового типа человека. Если раньше был тип хомо советикус, то теперь - хомо экономикус. Этот тип человека воплощает в себе уничтожение самобытности, единственности и неповторимости, присущей каждому народу. Потому что после того, как Бог стал человеком, в каждом народе подлинно и прекрасно только то, что принадлежит Христу.

    В советские годы расцвели таланты Твардовского, Распутина, Белова, Шукшина. Есть ли, по Вашему мнению, надежда, что появятся новые цветы на древе русской литературы?
    Сабуров А. Н.

    Распутин и Белов - они и сейчас есть. Что касается "новых цветов" - чтобы цветы расцвели, надо, чтобы ветви дерева не были мертвыми. Что можно сказать о современном искусстве? Не могу назвать себя знатоком его, но впечатление, что идет состязание, кто неприличнее и бессмысленнее что-нибудь скажет или сделает. Яркость искусства определяется не степенью таланта, а степенью непристойности.
    Вот новое искусство в Америке: покупают рояль стоимостью в один миллион долларов и бросают с небоскреба. Все это снимают и показывают публике как искусство. Не Баха или Моцарта, которых можно было бы исполнить на этом музыкальном инструменте редкого качества, а уничтожение всякой возможности проявления искусства через него. Чем острее ощущения, тем ярче такое искусство.
    Мы помним еще более чудовищный "перформанс" в Москве с разрубанием икон. Современное искусство воспевает уродство, грех, диавола и навязывает себя всем при поддержке политической и финансовой власти. Вы помните, как недавно был установлен в центре Москвы на Болотной площади "шедевр" Шемякина. Министр культуры России Швыдкой постоянно проводит по телевидению ток-шоу под названием "Культурная революция". "Секс - двигатель культуры" - вот один из типичнейших лозунгов нового хунвейбина.
    Слепота, глухота и немота современного искусства может быть преодолена только тогда, когда будет изгнан "бес глухой и немой" - не из одних только писателей и художников, а из всего народа.
    Сейчас время исключительной некрасоты, греха и отчаяния. Святые отцы говорят, что там, где отчаяние прекращается, приходит смирение. Там, где греховные страсти умолкают, говорит любовь. Только тот, кто обратится к естественному для всякого нормального человека - к поиску добра и красоты - может надеяться на чудо естественного цветения и на большее.

    Нельзя ли все-таки договориться радио "Радонеж" с радио "София"? Там ведь тоже христиане, и есть у них неплохие передачи!
    С. Львов, г. Москва

    Известно, что радиостанция "София" финансируется католиками. Называется православной, чтобы вести борьбу против Православия изнутри. У них, наверное, действительно есть неплохие литературные и общепросветительские передачи, предлагаемые для привлечения слушателей. Однако основные методы работы где-то созвучны "Московскому комсомольцу" с его рубрикой "Верую".
    Вот их типичные высказывания по принципиальным вопросам сегодняшнего дня.
    У вас ревность о чистоте Православия, боль о погибающем в безбожии и растлении народе? - "Нас всех строем, с песней хотят загнать в Царство Божие".
    Стояние за сохранение церковнославянского языка в богослужении? - "Чем непонятнее, тем лучше. А мы объясним, как надо".
    Или еще такой излюбленный тезис передач радио "София": "Существуют два понимания христианства: христианство, которое основано на Евангелии и христианство, которое основано на Типиконе". Как будто одно другому противоречит!
    Вы выступаете против экуменизма? Для "Софии" ваш страх понятен - "А вдруг вы увидите, что то христианство лучше?"
    И постоянный рефрен в оценках сегодняшнего Православия: "Стремление превратить христианство в средневековое гетто". И что "на самом деле это язычество".
    Трудно вести диалог с людьми, наполненными такой злобой. "Родные мои!.." - говорят они, и тут же мелькает волчий зуб. В овечьей пасти вдруг сверкают волчьи зубы. Или вспыхнет вдруг огненный глаз.
    Их излюбленный штамп - "фашистские тенденции в Православии". И истерия: "Хватит нам идеологии, нам нужны свобода и демократия". Несмотря на огромные деньги, по существу, эта радиостанция провалилась, потому что она не нашла никакой поддержки в православном народе, а вызвала только возмущение и гнев. И я не удивлюсь, если она совсем перестанет существовать.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU