На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

"Прииди и виждь!"
(Апок. 6,1)

Игумен Варсонофий (Самарин)

    Преподобный Нектарий Оптинский, говорят, часто любил повторять: "Во всем происходящем ищите великий смысл". Стало быть, несомненно должен быть какой-то смысл и в пронесшемся этим летом у нас на юге наводнении. Причем, судя по размаху стихийного бедствия, многочисленным человеческим жертвам, разрушениям и экономическому урону, - смысл этот действительно велик и ужасен.
    Старец Паисий Афонский (+1994) неоднократно свидетельствовал о том, что нынче лучшим толкованием на книгу Откровений святого Иоанна Богослова являются происходящие вокруг события; нужно лишь попристальней всматриваться в них.
    В XVII главе Апокалипсиса находим буквально следующее: "...воды, которые ты видел... суть люди и народы, и племена, и языки" (ст. 15). Какая странная, на первый взгляд, аллегория. Впрочем, только на первый взгляд. Если хоть чуть-чуть присмотреться, то легко заметить, что народы и племена получили такое наименование не из-за одной лишь как бы "текучести", но и потому, что им, так же как и водам, т.е. ручьям, рекам, речушкам, озерам и морям положены своеобразные пределы обитания. У каждого народа, у каждого племени, как и у каждой реки, имеется определенный характер, какие-то свои особенности, "берега", назначение, путь и т.д. Нрав одних людей крут, других, напротив, ровен и спокоен. Национальные черты одних как бы солоны, других - удивительно приятны; есть чистые родники, но встречаются и затхлые, болотистые, полные пиявок и даже гадов. Все же во всем этом многообразии наблюдается определенный строй и порядок: вот здесь юркий ручеек с разбегу вливается в тихую реку, образуя небольшой, тут же расплывающийся, рулетообразный водоворотик, а вон там река большим камнем разделяется на два рукава, один из которых вскоре, уперевшись в огромный кругообразный оползень, образует озерцо и, найдя себе выход сбоку, уже срывается со скалы, разбрызгиваясь и сверкая на солнце всеми цветами радуги. Потом, вновь успокоившись, гладкой, шелковой лентой впадает в с виду неподвижные воды большой другой реки, величественно разворачивающейся на огромной равнине и медленно уходящей за горизонт.
    В Священном Писании прямо так и сказано, что Бог "от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян. 17,26).
    Что ж из того, спросите? А то, что коль скоро характеры людей и народов, и племен, и языков схожи, по свидетельству Священного Писания, с водами, то, стало быть, по поведению вод в той или иной ситуации можно, вероятно, предузнать иногда и поведение в подобных же условиях людей и народов.
    Вообще существует известное богословское мнение о том, что события во внешнем, видимом мире являются лишь отражениями событий внутренних, незримых, уходящих в глубь человеческого духа. То есть в прямом смысле: "как аукнется, так и откликнется", или, как говорил Достоевский, "в одном месте тронешь, по всей Вселенной раздается".
    В связи с этим чрезвычайный, экстренный, визит В.В. Путина сразу же после встречи с главами крупнейших европейских государств по проблемам глобализации на залитый водами Северный Кавказ, или, как говорят СМИ, "юг России", действительно наводит на многие размышления.
    Как известно, Президент России заявил на пресс-конференции, устроенной после саммита "Большой восьмерки", что Россия была до сих пор "врагом общеевропейского дома, а должна бы стать его партнером". Мне кажется, после этих слов Милостивый Бог Своею волею прислал его в наш край - посмотреть на подобное "партнерство", т.е. на плоды не Богом данного слияния вод в действии. Вот, мол, "хозяин Земли русской", прииди и виждь... Да, это знамение стоило многочисленных жертв и разрушений, но если мы не поймем его значения сейчас, завтра жертв и разрушений будет несравнимо и несоизмеримо больше. Их будет больше, может быть, ровно настолько, насколько человек больше, скажем, капельки воды!
    В сущности, идея объединения "людей и народов, и племен, и языков" или, иначе сказать, идея нового мирового порядка - идея глобализации - есть, видимо, не что иное, как духовная стихия (страсть!), не случайно названная в Священном Писании "блудницей, сидящей на водах многих" (Алок. XVII, 1). И даже то, что идея эта будет привлекательна для многих, в том числе для руководства нашей страны с экономической точки зрения, подтверждается в Апокалипсисе: блудница "украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом" и в руке у нее - "золотая чаша"! Однако в чаше-то "мерзости и нечистота блудодейства ее" (Апок. XVII, 4), да и сама она, читаем дальше, "упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых" (там же, ст. 6).
    И впрямь тошно от этой разодетой в пух и прах гадины с окровавленным ртом, упрямо, столетиями рвущейся к нашей Отчизне, готовой вот-вот опрокинуть на ее тысячелетние, Богом данные духовно-нравственные устои, пределы и берега свои "мерзости и нечистоты", способные в два счета наводнить и переполнить все имеющиеся у нас "водоемы".
    Игумен Варсонофий (САМАРИН),
    Ставропольский край, село Орловка
    От редакции. После того, как мы получили это письмо, воды затопили чуть ли не половину объединенной Европы. Это все, конечно, пока еще только знамения. Но не будем забывать русскую пословицу: "Бог долго терпит, да больно бьет".

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU