На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Протоиерей Вячеслав (Караулов)
На вопросы "Русского дома" отвечает
известный тольяттинский духовник
протоиерей Вячеслав Караулов.
- Любая православная семья начинается с поиска своей половины, со знакомства двух людей. Где искать свою половину? Многие священники советуют делать это только в церкви. Так ли это?
- Не все так однозначно. Ведь пути Господни неисповедимы. Порой, свою любовь человек может встретить в самых разных местах. Не только в церкви - в общественном транспорте, на вокзале, в чистом поле, как говорится... Ну, а для того, чтобы встретить человека достойного, чтобы найти истинную подругу жизни, нужно перед этим молиться Богу, Матери Божией, святым угодникам, которые помогают нам обрести свое семейное счастье. Из истории Православной Церкви мы видим очень много примеров, когда по молитвам свт. Николая и св. Ксении Петербургской устраивались судьбы людские, люди находили свою вторую половину порой там, где и не ожидали. Конечно, идеальный вариант, если человек находит свою спутницу жизни в Православной Церкви, и чтобы она была не только воцерковленной, но и добрым, душевным, нежным человеком, хорошей хозяйкой и будущей заботливой матерью. Но так, к сожалению, отнюдь не всегда бывает, потому что сейчас в Церкви много неофитов. Это люди, которые только что пришли к вере, в лучшем случае, несколько лет ходят в церковь. А ведь характер человека, если он гневливый, раздражительный, эгоистичный, не может исправиться в одночасье. Порой должны пройти долгие годы, прежде чем эти пороки искоренятся благодатью Божией, дающейся нам через церковные Таинства. Кроме того, в молодом возрасте очень сильны максималистические тенденции, когда человек начинает налагать на себя бремя не по разуму. Бывает, только придет девушка в церковь, как тут же решает отрешиться от всего земного, мирского и суетного, лишь бы быть с Богом. То есть, получается, что ближнего-то любить и не обязательно. Отсюда, порой, возникает у такой девушки из-за ее преждевременной "святости" и раздражение против ближних, и агрессивность. Сколько из-за такого этого ломается судеб, рушится семей! Много таких примеров я знаю из своего пастырского опыта. Бывало и такое, что те девушки, которые замыкались в своей скорлупе, через некоторое время сознавали, что напрасно брали на себя такие непосильные подвиги, но - годы-то уже ушли... Надо молиться, но и помнить, что под лежачий камень вода не течет. Искать. Но не торопиться. Присматриваться, знакомиться, общаться. Я считаю, что если человек хороший, добрый и мягкосердечный, то он, если еще не пришел к Богу, обязательно придет. Тем более - с помощью воцерковленного жениха или невесты. Ведь сказано у апостола Павла: неверующая жена спасается верующим мужем. Я знаю много случаев, когда женились люди - он верующий, а она неверующая, - а затем жена становилась хорошей христианкой. Куда легче доброму невоцерковленному человеку стать церковным, чем злому церковному (увы, и такие есть, что греха таить) - добрым. Не нужно замыкаться в церковной ограде. Ведь Церковь - это не секта. Все мы - русские люди. Все - народ Божий. Так что главное - смотреть на то, какой человек
- А как вы познакомились со своей супругой?
- С Натальей меня познакомили мои друзья. Я к тому времени уже окончил Духовную семинарию. Нес послушание в алтаре. Мне было 33 года, а ей - 21. Наталья - из обычной современной нерелигиозной семьи, работала воспитателем в детском садике и тогда буквально всего лишь год, как приняла Святое Крещение. Ни о какой ее воцерковленности еще не было и речи. Но я увидел, что эта девушка - очень хороший, добрый человек, да и внешне она мне очень понравилась. И вот, с Божией помощью, получилось так, что она стала православной воцерковленной христианкой, хорошей женой и заботливой матерью.
- Для этого пришлось потрудиться? Как приобщали ее к Церкви?
- Я не скажу, что прилагал какие-то большие усилия. Ведь еще Тертулиан в III веке писал, что душа каждого человека по своей природе - христианка. То есть, человек инстинктивно тянется к духовному. Здесь главное направить его вовремя и в нужное русло. Так с моей супругой и получилось. Когда начали ходить на службы, первое время, конечно, ей было трудновато их выстаивать. Вначале она уставала, пораньше уходила. А потом, когда это вошло в привычку, служба стала для нее не бременем, а удовольствием. Здесь главное - постепенность. Не возлагайте сразу на своих ближних непосильное для них бремя.
- С какими еще сложностями вы столкнулись?
- Сложности были, но не глобальные, а мелкие, бытовые. Например, она считала, что для современной девушки надевать платочек унизительно. Не говоря уже о том, что до знакомства со мной джинсы и брюки были для нее повседневной одеждой. Конечно, мне пришлось в мягкой форме урезонивать ее. Вначале она обижалась, а потом сама поняла, что это совершенно и не нужно женщине. А теперь сама вспоминает былое со смехом.
- А как приходилось убеждать в необходимости веры, в реальности бытия Бога?
- Этому способствовали и личные беседы, и православная литература, и чудеса, которые происходят в Церкви и которые можно показать всем фомам неверующим. К тому же очень многое зависит от личного примера и любви. Но самое главное - церковная литургическая жизнь. Ведь благодать Божия, которая нам дается через Таинства, ощущается человеком почти физически. И никаких доказательств ему уже больше не требуется.
- Какой должна быть православная семья?
- По апостолу Павлу христианская семья - это малая церковь. Домашняя церковь. В церкви мы что делаем? Молимся. Ведем себя благоговейно. Так же нужно и в семье. Обязательно - молиться, любить друг друга, жить благочестиво. Молитва должна быть, Конечно, совместная. Потому что когда супруги вместе молятся, они уже пребывают в духовном общении, которое возводит их любовь с душевно-физического уровня на духовный. А когда детки подрастают, и они начинают молиться вместе с родителями. Вот она, домашняя церковь. В нашей семье, когда готовимся к причастию, мы по очереди прочитываем все каноны, в том числе и сыновья. Я начинаю, продолжает Наталья, а затем подхватывают Дима и Денис. Уля, конечно, еще маленькая. Но и старшие при таком раскладе вовсе не устают. Совместная молитва укрепляет и освящает семью.
- Как-то мой приятель, студент 4 курса Московской Духовной семинарии, рассказал мне историю, которая приключилась с его другом, вчерашним семинаристом. Он познакомился в семинарском храме с девушкой, постоянной прихожанкой, которая усердно молилась и смиренно клала поклоны. Они венчались, его рукоположили и отправили батюшкой на сельский приход, куда он вместе со своей женой и уехал. Недавно он приезжал и жаловался, что его суженная бросила молиться и ходить в храм, работу по дому забросила - все хозяйство на нем, целыми днями лежит на диване и смотрит телевизор, а на просьбы мужа встать и вместе с ним пойти в церковь отвечает: "Я свое отмолилась". "На знаю, что теперь и делать", - ломает себе голову батюшка…
- Это тот случай, когда девушка надела на себя личину смиренной христианки ради своих меркантильных целей. Ведь бытует мнение, что священники живут очень хорошо. Но если в столицах - в Москве и Санкт-Петербурге - священники живут довольно зажиточно, то сельские батюшки перебиваются с копейки на копейку. Один мой знакомый деревенский священник, у которого трое детей, рассказывал мне, что они белый хлеб едят только по воскресным дням.
Вот и выходит, что она думала жить припеваючи, а вышло одно разочарование. Что это, как не лицемерие и предательство? А что теперь делать ему? Наверное, еще раз призвать, чтобы одумалась. Может быть через авторитетных духовных лиц, архиерея... А если уж не одумается, то надо расставаться, потому что матушка - жена священника - должна быть ему помощницей во всем. Она должна быть ему опорой и дома, и в церкви. От нее многое зависит. В народе говорят: какова матушка, таков и пастырь. Прихожане смотрят на их взаимоотношения и делают для себя выводы. Кроме того, от того, как священник чувствует себя дома, зависит и его служение Богу и людям. Представьте, батюшке надо идти на службу, а дома у него раздрай и ругань. Или она обед не приготовила, и он ушел на Всенощную голодный. Какой она вред принесет Церкви, мужу и прихожанам!
Но, к счастью, подобное - исключения из правил. Мне известны только пара таких случаев, когда священнику пришлось расстаться с нерадивой, мягко говоря, матушкой.
- Понятно, что на женах священников - особая миссия, потому, наверное, и спрос особый. А у нас, у мирян? В жизни, порой, случается всякое. Но в Евангелии прямо сказано, что нельзя разводиться…
- В идеале хотелось бы, чтобы эти слова воспринимали буквально. В Священном Писании говорится: то, что Бог соединил, человек да не разлучает. Во время венчания Бог соединяет людей. А разводит людей не Бог. Но, тем не менее, Церковь допускает разводы. В каком случае? Если налицо прелюбодеяние, греховная связь на стороне. 90 процентов нынешних разводов возникают из-за нездоровых человеческих амбиций. Люди не хотят друг к другу приспосабливаться. Говорят: "не сошлись характерами". А они вообще в природе существуют, одинаковые характеры? Не случайно во время Таинства Венчания звучат песнопения, в которых вспоминаются христианские мученики. Чтобы стать единой плотью, супруги должны совершить маленький подвиг: отказываться от своего эгоистического "я", в чем-то уступать, отказываться от каких-то привычек.
- В каких случаях, кроме вины прелюбодеяния, Церковь благословляет развод?
- Здесь более уместно слово не благословляет, а допускает. Церковь, скорбя, допускает разводы по ряду причин -прежде всего таких причин, которые приводят к страшному преступлению и насилию. Допустим, представьте, муж пьет запоями и издевается над женой и детьми. И если им не развестись, это может привести к еще большему греху - убийству, самоубийству, растлению детей. И что же делать священнику, к которому придет такая женщина и будет со слезами просит благословение на развод? Уподобляясь фарисеям лицемерно и равнодушно отсылать к Священному Писанию? Но ведь суббота для человека, а не человек для субботы! Закон для человека, а не наоборот. И это касается не только развода, но и венчания. Церковь, по немощи человеческой, допускает два церковных брака и третий - в исключительных случаях, таких, как смерть одного из супругов. Во втором браке венчание уже происходит не по первому чину. В этом венчании звучат нотки покаяния. Но это относится только к мирским людям. Священнику возможен только один брак до принятия сана. Уходит ли от него жена или даже если умирает, он уже не имеет права жениться.
- А если мужчина в первом браке не был венчан, жил в так называемом гражданском браке, а во втором венчался - он может стать священником?
- Определенного богословского мнения на этот счет нет. При таких обстоятельствах должен рассматриваться каждый подобный случай в отдельности. А дано его рассматривать правящему архиерею. В его власти делать вывод: можно ли такого человека рукополагать в священники или нет. К браку без венчания у Церкви двоякое отношение. Если подходить со строго канонической точки зрения, то это не брак, а сожительство. Но в то же время мы должны учитывать и наши сегодняшние реалии. Люди в течение несколько десятков лет жили без Бога, гражданский брак стал нормой. Поэтому мы не можем его так слепо отбрасывать. Церковь всегда стояла на страже семьи, даже такой, безблагодатной, чтобы не вводить людей во искушение и не давать повод к разрушению семей. Поэтому уместно сказать так - канонически Церковь невенчанный брак не признает, а с гражданских позиций - признает. Такой вот парадокс. Отсюда - более чем взвешенный и строгий подход к кандидату в священство. В апостольских правилах на этот счет сказано, что он должен быть мужем одной жены, "аще как скажет архиерей". То есть, если архиерей видит явное духовное достоинство кандидата, если он видит в этом пользу Церкви, в его власти признать первый брак (разумеется, только невенчанный, ибо, что Господь сочетал, человек да не разлучает) - сожительством, грехом, который смывается через покаяние. Подобные случаи редки, но они были и есть. Ведь архипастырь - преемник апостольского служения. Ему дана особая благодать, ему Божия воля открыта более, нежели нам, грешным.
- Во время Великого поста по телевидению показали батюшку, который высказал парадоксальную, на первый взгляд, мысль: если бы у нас все постились, то не было бы и измен, потому что, если не делать перерыв в физиологических отношениях, люди приедаются друг другу. "Представьте, если бы вы каждый день ели икру, - сказал священник, - через неделю вы бы смотреть на нее не могли"...
- Не только в Великий пост супруги должны воздерживаться от физиологических отношений. У нас четыре продолжительных поста и, кроме того, каждая среда и пятница, а также - воскресные дни и двунадесятые праздники, накануне которых тоже это запрещается. Очень много ограничений. Опять же - разумных ограничений, которые люди воспринимают как должное, кстати, во всех отношениях полезное - не только в духовном, но и физиологическом. И действительно, я согласен: здесь не будет пресыщения. Сохраняется любовь не только на духовном плане, что дается супругам через благодать Божию, через церковные Таинства, но и на физиологической уровне. Пост освящает всего человека. Дает силы на любовь и укрепляет брак.
От редакции. После опубликования статьи "Зрячая душа незрячего пастыря" ("Русский дом" № 11, 2001 год) на имя протоиерея Вячеслава Караулова стали приходить письма со всех концов России. Дорогие друзья! Чтобы ваши письма не блуждали по Самарской епархии, публикуем адрес, на который вы можете отсылать свои письма батюшке.
445012, Самарская область,
г. Тольятти, ул. Краснодонцев, д. 60,
Свято-Тихоновская церковь, протоиерею Вячеславу Караулову
На главную страницу |
|
Главная страница номера |