На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

450 лет Казанского похода 1552 года

Владимир Сергеевич Жилкин

    На Русской Земле православными храмами ознаменованы великие события истории Государства Российского. Из них тремя храмами в центре Москвы представлены три величайших. Победа над Наполеоном в 1812 году - Храмом Христа Спасителя, освобождение Москвы в 1612 году и возрождение России под скипетром Романовых - Казанским собором, взятие Казани в 1552 году - собором Покрова Божией Матери (церковь Василия Блаженного).
    Тогда, в далеком 1552 году русские люди ликовали, празднуя величайшую, невиданную дотоле победу. Еще вчера Русь пребывала в горьком, унизительном татарском пленении, ныне же - покорено татарское царство! Но в те дни оценка этого события опиралась лишь на опыт минувшего. Мы, в отличие от современников этого события, можем видеть его место в исторической перспективе.
    Становым хребтом изначальной русской государственности суждено было стать освященному апостолом Христовым Андреем Первозванным пути из варяг в греки. Вектор этого пути стал осью "системы координат" в средокрестии которой находится Москва. Другой осью (запад-восток) было задано основное направление развития Российской Империи. Начало этого развития было положено взятием Казани в 1552 году.
    К величию и славе Российская держава прошла долгий и тяжелый путь, путь у истоков которого стоит святой благоверный князь Александр Невский. В темные годы ордынского ига он и его ближайшие наследники заложили основы православной русской государственности, вместе со святителями и подвижниками Православия создавали оплот Святой Руси. На этом пути русские люди одержали в Куликовской битве свою первую победу над Ордой. Спустя сто лет, в 1480 году, иго было сброшено окончательно. Свет Святого Православия рассеял тьму, покрывавшую некогда Русь. В XVI век Московская держава вступила в сознании своей священной миссии как Третий Рим - Православная Империя, преемница Византии. Молодой государь Иван Васильевич стал первым русским царем (1547 г.). Его коронация в Успенском соборе Московского Кремля была актом, утверждающим эту преемственность. После распада во второй половине XV века Золотой Орды, по выражению великого русского историка С.М. Соловьева, "продолжали двигаться расторгнутые члены чудовища". Остатками Золотой Орды, охватывавшими Московское государство с юга и востока, были мусульманские государства: Ногайская орда и Крымское, Астраханское, Казанское ханства.
    Русское государство уже при Иване III начало борьбу с Казанским ханством, которое закрывало для России волжский торговый путь, совершало грабительские набеги на русские земли в долинах Волги и Оки. Казань поддерживала теснейшие связи с Крымским ханством - самым агрессивным из татарских государственных образований. Крым терроризировал всю южную Русь (нынешнюю Украину), грабил южные области Московской Руси, в своих набегах нередко доходил и до Москвы. Турецкая Османская империя, под протекторатом которой находилось Крымское ханство, стремилась координировать в совместной борьбе против Москвы действия Крыма и Казани. В течение всей первой половины XVI века в Казани шла с переменным успехом острая борьба за власть между группировками - крымской и московской, стремившейся к миру с Русским государством ввиду его очевидного военного превосходства и дальновидно надеявшейся на выгоды для себя от российского подданства.
    Московский государь Иван Васильевич предпринимал походы против Казанского ханства в 1545 и в 1549-50гг. Не будучи победоносными, походы эти не были и безрезультатными. Вблизи Казани была построена крепость Свияжск, русская военная база, соседство которой сильно повлияло на положение в самой Казани. Она стала центром притяжения для казанской знати промосковской ориентации, для всех недовольных крымско-турецким засильем в Казани. К России переходят и народы правого берега Волги (чуваши и мордва). К началу похода Московского царя в 1552году положение Казани было сильно ослаблено.
    Этот поход имел целью решительно покончить с Казанским ханством как гнездом антирусской агрессии и ему предшествовала тщательная военная подготовка. Войско выступило в поход из Москвы 16 июня, но начальный этап похода был осложнен вылазкой из Крыма хана Девлет-Гирея, войско которого было встречено под Тулой, где Девлет-Гирей был разбит и бежал "со срамом". В конце августа 1552 года русское войско окружило Казань и началась осада.
    Русское войско, осадившее Казань, насчитывало 150 тысяч воинов при 150 орудиях. Осада шла с применением передовой для своего времени военной техники: осадных орудий, боевых башен, минных подкопов. Шесть недель продолжалась осада. Воеводы, в ней отличившиеся, - князья Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский. Исключительно велики были заслуги дьяка Ивана Григорьевича Выродкова. Талантливый инженер, построивший крепость Свияжск, он в двух километрах от Казани подготовил детали осадной башни и доставил их к городу, где она за одну ночь была собрана и вооружена 60 большими пищалями. Поставленная перед главными воротами крепости, эта пятнадцатиметровая башня (выше городских стен) вела огонь вдоль городских улиц.
    Защитники Казани оборонялись с отчаянным упорством. Среди них были мусульманские воины из Астрахани, Крыма, даже из Турции и Ирана. На все предложения сдачи они отвечали отказом, даже после того, как взрывом мины был уничтожен городской водоисточник. Когда с помощью артиллерийского огня и минных подкопов в стенах крепости удалось сделать несколько проломов, начался общий штурм. Это было 2 октября 1552 года. После кровопролитного боя на узких улицах города все было кончено. К вечеру русское войско овладело Казанью.
    Для русского народа покорение Казанского ханства было делом священным. Главным видимым его результатом была защита Русской Земли, защита и освобождение христиан (к началу 1550-х годов в Казани насчитывалось до 100 тысяч русских пленников). Но казанская победа обозначила и величайший в жизни России исторический рубеж - прежде шло собирание Русских земель, со взятием Казани началось строительство Российской Империи.
    Сохранилась икона, написанная в честь взятия Казани. Она изображает триумфальное шествие православного воинства от объятой пламенем Казани. Падших в сражении воинов Архангел Михаил ведет в райские чертоги, где им уготованы венцы вечной славы.
    Вскоре после падения Казанского ханства русские овладели Астраханью. Добровольно присоединились башкиры, признали свою зависимость от русского Царя правители Большой Ногайской орды, северокавказские владетели. Волга стала рекою Московского государства, Россия могла продвигаться на Урал и в Сибирь. Таковы были ближайшие геополитические последствия победоносного Казанского похода.
    Урон, понесенный Казанью в ходе военных действий 1552 года, был быстро ликвидирован. С того времени и до наших дней Казань украшали и отстраивали русские архитекторы и строители. В Казань переселялись русские люди из северной и северо-восточной Руси. По всему Казанскому краю они строили города, крепости, церкви и монастыри.
    В 1579 году в Казани был обретен чудотворный образ Божией Матери. Казанцы с этой святой иконой участвовали под началом Минина и Пожарского в освобождении Москвы и ей был посвящен собор, построенный князем Пожарским на Красной площади в Москве. Велико почитание Богоматери Казанской в России. Она подает Свою помощь и защиту и всей Российской Державе, и каждой православной семье.
    Для многих поколений русских людей Казань - родной город. Среди тех, чья жизнь связана с Казанью - Г.Р. Державин, Л.Н. Толстой, М.А. Балакирев. Казанский университет, основанный в 1804 году, на весь мир прославлен именами Н.И. Лобачевского, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, В.М. Бехтерева. Казанский университет, русские инженеры, учителя, врачи работали для народов Поволжья и тем служили России, которая для этих народов стала их большой Родиной...
    С той поры, как Россия стала на путь строительства Империи, в ее жизнь вошел специфический фактор - многонациональность. В середине XVI века в служилый класс Московского государства влились во множестве нерусские князьки и мурзы, явившиеся в Москву с семьями и челядью. Для Третьего Рима (как для первого и второго) национальность определяла не столько этническая принадлежность, сколько "римское гражданство", неотделимое, впрочем, от идеологии и культуры имперской нации. Но на определенном этапе своего правления Царь Иван Грозный оказывал новым русским дворянам явное предпочтение перед старыми, причем, именно в силу их "нерусскости". В своей борьбе с удельными князьями за единодержавие он видел гарантию их личной преданности.
    Реестры опричного войска пестрят татарскими и кавказскими фамилиями, а все замученные и казненные по воле царя аристократы были русские. На исконно русские земли, где и в пору ордынского ига не видели татарина, пришли помещиками господствовать над русскими людьми нерусские царевы слуги... В Ливонской войне, которую царь Иван IV вел за Балтийское побережье, их участие было весьма велико. На немецких рыцарей с боевым визгом отважно бросались узкоглазые "россияне"... Однако и они сами, и их потомки стали православными русскими людьми с татарскими и немецкими фамилиями - верными сынами России, умножавшими ее славу.
    Здоровый организм Государства Российского был в состоянии успешно преодолевать издержки имперского строительства, тем паче обстоятельства, обусловленные такими субъективными факторами, как своеобразные черты личности государя. Пока наше отечество было Православным Царством, свое достойное место занимали в нем все живущие в его пределах племена и народы.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU