На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Как всё начиналось

Юрий Юрьевич Воробьевский

    Нe забыть, как с историком В.Е. Ларионовым мы в первый раз пришли в кабинет А.Н. Крутова. Пришли с идеей создать дочерний по отношению к телепередаче "Русский Дом" журнал. Быстротечный телеэфир не может вместить в себя ни всех тем, ни - зачастую - их глубокой проработки. Была понятна и необходимость выйти за пределы центрального региона, дальше которого "Русский Дом" был почти не известен, так как выходил только на московском канале. Предложение было сразу принято, тем более что Крутов не раз обсуждал эту идею с отцом Тихоном (Шевкуновым), наместником Сретенского монастыря. Мы заговорили о журнале с предельно низкой себестоимостью - с простенькой черно-белой обложкой, на газетной бумаге... Крутов не согласился. Если русское, православное, то почему обязательно - бедненькое или простенькое, а иногда и просто некачественное!? Хорошее возражение, но где взять средства? Где достать немалые деньги, аналогичные тем, что вбрасывают в свои яркие, пустые и зачастую вредные издания богатейшие концерны? Не является ли замах на полиграфически конкурентоспособное издание чрезмерно амбициозным? Мы ведь прекрасно знали, что история новейшей журналистики - это кладбище журналов-однодневок. Чьи-то творческие амбиции соблазнили спонсорские деньги, но плод оказался нежизнеспособным - такова характерная ситуация.
    С другой стороны, без амбиций, наверно, и не стоило браться за новое дело. Помню, как, выслушав наши многословные и, казалось, до деталей продуманные концепции, Крутов спросил: "А все-таки, если коротко, чем этот журнал должен отличаться от других?" Мой коллега ответил лихо: "Он должен быть самым лучшим!" Легко сказать! Но тогда мы и не могли представить, что появлению этого первого и до сих пор единственного многотиражного православно-патриотического издания будет предшествовать год трудных поисков.
    Главные вопросы были такие. Кто не просто будет читать, а захочет и сможет купить журнал? Для кого он будет выпускаться? Ответ лучше всех сформулировал А.Н. Крутов: "Журнал для тех, кто любит Россию". Это сейчас к этому слогану привыкли. Он кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако в свое время эти простые слова как будто открыли глаза на очевидное, стали важнейшим критерием при отборе материалов.
    Прежде чем появилось наше первое детище, были забракованы десятки статей. Неоднократно переделывали макет. Накапливались усталость, раздражительность, взаимные претензии. В одну из таких минут кто-то вспомнил фронтовую поговорку о тех, кто идет в наступление: "Первым - гробы, вторым - госпиталя, третьим - ордена". По разным причинам наш коллектив покинули все те, кто стоял у истоков журнала. Но не будем считать, что они оказались в "гробу" забвения. В этом юбилейном выпуске, кроме уже упомянутого В.Е. Ларионова, не могу не назвать нашего первого ответственного секретаря А.В. Тимофеева и группу коллег во главе с художником В. М. Беляковым
    Но сколько же нас ждало разочарований! Сколько прошло перед глазами прекраснодушных мечтателей, которые плачут о пропавшей России (не всегда трезвыми слезами), которые восклицают если бы нам дали трибуну! Получив ее, эту самую трибуну, многие тут же свалились с нее, оказались пустыми болтунами, людьми, не способными к каждодневной, в том числе и неблагодарной, черновой работе
    Первый номер мы делали, как говорится, "на коленке". Собирались на квартирах друг у друга, обсуждали поступившие материалы в коридорах останкинского телецентра. Однако вскоре нам предоставили крошечную комнатку в Сретенском монастыре, появился первый компьютер.
    Амбиции у нас были. А деньги на бумагу и типографские расходы Бог послал. И это тоже стало очень важным уроком, ответом на вопрос стоит ли начинать дело, которое с рациональной точки зрения кажется почти безнадежным.
    Но, главное, у нас было вот что. Незадолго до выхода первого номера мы побывали на острове Залита, снимали там фильм. К удивлению окружающих отца Николая, он не прогнал нас, как многих предшественников ("Плывите, плывите, а то, не дай Бог, ветерок поднимется, так еще потонете"). Он только посмеивался и крестил нашу видеокамеру: "Что же вы меня все время фотографируете? Я ведь ничего не творю". Во время трехдневного пребывания рядом с приснопамятным старцем, удалось улучить момент и рассказать ему о создаваемом журнале. Как сейчас помню этот короткий пристальный взгляд и взмах сухонькой, легкой, благословляющей руки. В этот самый момент видеокамера оказалась включенной, и теперь все те кто придет на наш юбилейный вечер увидят как это было.
    Наконец первый номер вышел! Признаться, радость была недолгой Тут же посыпались критические замечания Чаще всего - справедливые. И вот сейчас я беру тот журнал в руки и вижу, насколько же он несовершенен и по форме, и по содержанию! Что ж, развитие "Русского Дома" оценили читатели. Начинали мы с десятитысячного тиража, а теперь он возрос более чем в четыре раза.
    Да, журнал не оказался однодневкой. Его главные темы - любовь к Богу и к Родине - на ходят отзвук в сердцах все большего количества людей. Патриотизм нельзя положить на определенную полочку "ценностей". Его нельзя поставить в рейтинг политических приоритетов. Нельзя сделать убедительным имиджем. Фальшь будет проскальзывать всегда. Надо просто любить Россию

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU