На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Дорогой отец Александр!
    Когда-то у нас говорили о "втором крещении Руси". Но уже сейчас многие из новообращенных бросают Церковь.
    Недавно моя сестра перестала ходить в храм и вообще, кажется, разуверилась, говоря, что все это пустое. Дело в том, что за те два года, пока она старалась угождать Богу, ее жизнь ничуть к лучшему не изменилась: все так же их семья испытывает материальные трудности, дети болеют, у мужа с работой не ладится". То же и в общественной жизни: сколько людей ходят в храмы, сколько молятся, все, казалось бы, Бога любят и ищут правды Его, а жизнь в государстве и в обществе становится все хуже и хуже.
    - Что же, - говорит она мне, - верующий человек и счастливым быть не может, и радости земной не получит?
    - Как будто неверующие живут лучше. Или ты смерти не боишься?
    - А вот я хочу быть счастливой, пока молодая. Твое благочестие для меня обременительно.
    Вот и все разговоры. Такое ослепление: как будто за у ход из Церкви ей повысят зарплату!
    Я пишу Вам, потому что подобное отступничество, боюсь, грозит не одной нашей семье. Кажется иногда, что многие приходят в Церковь, желают быть ближе к Богу, только для того, чтобы выпросить себе у Него чего-нибудь, особенно когда больше податься некуда. Ведь дает же Бог и материальные блага. Вспоминается, как в Евангелии, после того как Господь накормил 5000 человек пятью хлебами, народ что-то очень Его полюбил. А после воскрешения Лазаря четверодневного устроили Ему такую торжественную встречу! И все это - до первого слова о кресте. Его как бы предупреждают: будешь говорить нам о кресте - на крест Тебя и отправим.
    Церковь, как и Христос, тоже говорит о кресте. И когда наши новообращенные об этом начинают догадываться, их благочестие часто ослабевает. Что было после торжественного Входа Господня в Иерусалим - всем известно. Та же самая толпа, которая приветствовала Христа, через несколько дней осуждает Его на распятие.
    Вот какой вопрос я хотела Вам задать. Неужели и у нашего народа и Церкви такое же будущее? Ведь очевидно, что Церковь не вымолит сейчас для народа земного благополучия. А слова о кресте, напоминания о грехах, нравственные обличения (пусть очень слабые) все больше народ раздражают. Нас ведь только терпят. Ясно, что все кончится так же, как и тогда. Неужели и мы, подобно Богоизбранному народу, станем окончательно народом богоотступническим?
    Н.В. Немцева, Московская обл.

    Вход Господень в Иерусалим - это земное торжество Спасителя. Церковь готовит нас к этому празднику сорокадневным постом. В этом празднике - весеннее ликование. Зима прошла, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица.
    "Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому". Но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу и войти в славу Свою. Крест становится царским скипетром силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов.
    В этот день мы стоим в храме с цветущими вербами и горящими свечами, и все человечество стоит во святом граде, приветствуя торжественно входящего в Иерусалим Царя Славы, постилая свои одежды перед Ним.
    Для иудейских властей, которые ненавидят Его, Он - вне закона, и ничто не может поколебать их решимости убить Его. Все это знают, неужели этого не знает Господь? Он, Который всею жизнью Своей, начиная с рождения, с бегства в Египет, учит нас рассудительности и осторожности, идет сегодня в самую середину опасности, чтобы быть увиденным всеми, ибо пришел час Его. И это есть восхождение всепревозмогающей любви, и это есть призыв любви ко всем, кто видит Его, прежде конца. И для всех нас сегодня пришел этот час.
    "Царство Мое не от мира сего, - говорит Господь, - если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня" (Ин. 18, 36). Его Царство - не идея, не символ, не славное прошлое, не земное великое будущее - а Тот, Кто живой, Кто живет в твоем сердце. И от избытка сердца говорят уста: "Осанна в вышних! Господи, спаси же! Мы погибаем! Благословен Грядый во имя Господне!"
    Но и тех, кто ждет от Него только земной победы, не оставляет Господь. Он Кровь Свою любовью прольет за этот народ, прежде чем отделить Себя от этого народа.
    Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень? Среди этих криков радости, какие из них станут криками, требующими Его смерти?
    Как на Тайной Вечери молится, восходя к смерти, Господь: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною" (Ин. 17, 24). Свидетели славы Его сегодня, будут ли они мучениками завтра? Как следовать за Агнцем всюду, говорит святой Димитрий Ростовский, не будучи самому агнцем? Скоро у Церкви будет своя Страстная седмица, и не избежать никому из нас страстных своих дней.
    Путь Евангелия - Царский путь, испытанный поколениями христиан, освященный святыми; путь, по которому мы дерзаем сегодня идти. Этот путь не проходит через самоуспокоенность и отступничество, не усыпан цветами, вернее, (что это я говорю!) - весь усыпан цветами, как путь Христа, входящего в Иерусалим. Но за каждым цветочком -шипы как гвозди, которые могут пробить ладони и ноги. Райское цветение, заря дня, который сотворил Господь.
    "Бог Господь и явися нам составити праздник". И дети, и грудные младенцы восклицают: "Осанна в вышних!" Может быть, обычно невозможно для грудных так восклицать, но разве это обычный день?
    "Если не будете, как дети, -говорит Господь, - не войдете в Царство Небесное". Только смиренные и простые сердца могут видеть истину, которая сокрыта от мудрых и разумных. Мытари и блудницы предваряют их. И когда один из мытарей в толпе воздыхает: "Боже, милостив буди мне грешному!" - все херувимы воздают славу Иисусу Христу со Отцом Безначальным и Духом Всесвятым и Животворящим. И как разбойник благоразумный, еще не взятый и еще не распятый, я кричу: "Помяни меня, Господи. Не забудь и меня, когда приидешь во Царствие Твое!" Где, когда, в каком далеком будущем это Царство наступит? Через неделю - среди ликования Пасхи -говорит Господь, ты будешь со Мною в раю.
    Когда Господь обесчещен всеми, и когда Он - соблазн для всех, дай мне, Боже, быть верным! Жизнь - быть со Христом, куда бы Он ни пошел, ибо где Христос - там Царство. Пусть зло достигает последнего предела, пусть крушение жизни, того, что Богом сотворено, идет на глазах, и сатана похваляется, что человечество становится грехами своими на его сторону, - мы не обманем ожиданий Господа. И наша радость будет царственной, потому что Царь Израилев входит в небесный Иерусалим.
    Царь Израилев входит в Иерусалим небесный, и мы будем народом святым. Мы будем народом детей - и, значит, пророков; народом нищих -и, значит, - царей; народом милосердия - и, значит, вечного веселия; народом еще убиваемым и уже прославленным. Народом молитвы, света, хвалы - Его народом.
    Уважаемый отец Александр!
    В нашем городе стало традицией вывешивать на Пасху множество поздравлений с праздником, подчас совершенно нелепых. Взять хотя бы рекламу колбасного завода, на которой почему-то написано "С Пасхой", Хотя, признаться, плакаты "Христос Воскресе", развешанные рядом со всевозможными непристойностями рекламного бизнеса, тоже нелепость. А в этом году Пасха придется еще и на начало мая - дни коммунистических демонстраций. Это значит, что плакаты "С Пасхой" будут чередоваться с поздравлениями "С днем мира и труда".
    Я думаю, однако, что нелепость этого - только кажущаяся. В глазах "мира сего" наша вера - бессмыслица; храмы - музеи, праздники - экспонаты. И мы, прихожане, тоже экспонаты. Плакаты "С праздником" - как табличка: "Осторожно, редкий экземпляр". Чтобы никто не догадался, что это действительно праздник. Чтобы стало все равно, с чем нас поздравляют, с Пасхой или с первым мая. И под каким знаменем это делается - под красным флагом или под куском колбасы.
    Ведь украдут у нас наши праздники, а мы и не заметим. Вот на Западе не заметили, а теперь наша очередь. Для того и развешивают всякую мишуру. И страшно делается, как не раствориться в этой кислоте!
    Михаил Степанович Цветков, г. Москва

    Радость Воскресения Христова приходит к нам, и радости этой никто не может отнять у нас. В этот день, который наступает ночью, все любящие Христа видят Его Воскресение, и мы узнаем новую жизнь, которая изменяет нас и делает из мертвых живыми -присутствие живого навеки Христа, которое невозможно уже отменить никакими сребрениками, никакою ложью. И мы, как первые ученики, готовы нести весть о победе Христовой во все концы мира. Наша Пасха - всечестная, потому что в ней - победа истины над всякой ложью, добра - над всяким злом.
    Все заполняет радость, и нет места для уныния в самых тяжких обстоятельствах. Эта радость дает нам силы любить не только любящих, но и ненавидящих нас, простив им все Воскресением, как нас простил Христос. Эта радость одновременно не позволяет нам идти на какой-либо компромисс с сатанинским злом, потому что обещание Богу доброй совести, как говорит апостол Петр (1 Пет. 3, 21), раскрывается сегодня до конца в свете Воскресения Христова.
    Радость Пасхи - не только в утверждении Божией победы, но и в напоминании о великой ответственности человека. Христианская совесть не может примириться с мыслью, что на Руси Православной утверждается новое иго нечестивых, богохульников и богоборцев, которые уже не закрывают, как их отцы и деды, наши храмы, но все делают, чтобы ограничить Пасху красивым пением и вывешиванием на центральных улицах привычных для советских людей лозунгов с непривычными, обесцениваемыми словами о Воскресении Христовом, за которыми, без присутствия Победителя греха и смерти, читается: "Если Христос не воскрес, будем есть и пить, ибо завтра умрем!"
    Даже в пасхальные дни на всей российской земле не стихает пропаганда разврата, магии, сатанизма, лжи о Боге и о человеке. Христианин не может не скорбеть при виде поруганий своего народа, враги которого, опутав его через средства массовой информации паутиной лжи, терзают и душу, и тело его. И земля наша разве уже искупила всю невинную кровь, пролитую большевиками, начиная с семнадцатого года? Те, которые не покаялись в пролитии первой крови, проливают новую. Что нас ждет впереди, если не будет покаяния, которое невозможно, покуда не будет сказана вся правда земная о происходящем в нашем Отечестве и не будет услышана правда небесная о том, что Воскресением Христовым всему миру дарована благодать покаяния?
    Что же мешает противостоять пропаганде растления собственных детей, если не то, что духовные и нравственные ценности стали второстепенными по сравнению с материальными? В самом деле, почему нам кажется нормальным, что нет ни демонстраций, ни пикетов, ни забастовок шахтеров с требованием не только выплаты зарплаты, но в первую очередь - запрета порнографии?
    Днем Господним называется в Священном Писании и Воскресение Христово, и Страшный Суд. В Пасху Христову совершается незримый Божий Суд над всеми людьми, и все, знающие и не знающие Бога, призываются к ответу. И если судьба всего мира связана с тем, что совершается в России, не только русский народ - весь мир своим равнодушием и беспечностью, нежеланием задуматься о глубинах добра и зла со всеми их последствиями, повинен в торжестве беззакония в России.
    Христос воскресе, и ничто не может утаиться перед солнцем Пасхи Христовой, и бессильны все человеческие попытки противиться правде Божией. Война между Богом и диаволом достигает высшей точки. В этом году Пасха Христова вплотную встретилась с главными сатанинскими оплотами нашего века - совпала с праздниками безбожия, увядающей весной коммунизма и снова переживающей расцвет вальпургиевой ночью, с красной и черной магией, хотя первая, утратив уже прежнее, кровавое и магическое воздействие, просто в знак протеста против мрака сегодняшней жизни, выводит на улицы отчаявшихся людей. И как Господь "рукою крепкою и мышцею высокою" рассыпал безумные обещания, что к 1 мая 1937 года имя Бога навсегда будет забыто на территории СССР, так силен Он и ныне в мгновение ока рассыпать новый обман.
    "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!" Возрождение России и Православия, о котором говорят русские святые, возможно только силою Воскресения Христова, и это зависит от нашей верности Пасхе Господней, этому свету, этой радости, которую Бог открывает сегодня нам. Это зависит от нашего покаяния, ибо "время начаться суду с Дома Божия". Победа Христова принадлежит всем, и, как всегда на Пасху, будем приветствовать криком радости: "Христос воскресе!" - всю русскую землю, весь мир, всех, кто услышит нас и не услышит, чтобы услышали все. Жизнью и смертью своею поклонимся святому Христову Воскресению, чтобы весь мир мог вместе с нами сказать: "Воистину воскресе Христос!" Аминь.
    Уважаемый отец Александр!
    В одном выступлении по "Радонежу" Вы упомянули вскользь об опасности "языческого монархизма". Не могли бы Вы подробнее сказать, что это такое? Как православный человек, я, естественно, желал бы восстановления православной монархии. И все известные мне монархические движения - православные. По крайней мере, называют себя такими. Что же, снова обман - на сей раз со стороны своих же братьев-монархистов?
    Как вообще Вы оцениваете возможность восстановления монархии в России?
    А Ветлугин, г. Раменское Московской обл.

    Да, такая опасность - языческий монархизм - существует и, следует сказать, даже в Церкви. Апостол Павел говорит, что в последние времена люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы. И мы можем сказать в связи с этой темой - более царелюбивы, чем боголюбивы.
    Вопрос стоит предельно просто: что дороже для людей - внешнее благополучие, которое обеспечивает православная монархия, или создание наиболее благоприятных условий спасения для большинства людей, которое может быть благодаря власти, построенной на христианских принципах. (Любящим Бога все содействует во благо, но среднему человеку не выжить при очень неблагоприятных нравственных условиях).
    Понятно, что хорошо бы иметь и то, и другое. И мощь государства, и экономическое процветание, и в то же время такую общую атмосферу жизни, где не грех является нормой, а совесть и стыд, Христова заповедь. Но что из всего этого дороже? Что занимает первое место? Оказывается, подобный выбор может быть решающим.
    Перед Понтием Пилатом Богоизбранный народ сделал безумный выбор: "Нет у нас царя кроме кесаря". Это было отречение от Царства Божия и от Царства Его Помазанника.
    Римская империя, не знавшая истинного Бога, официально обожествила кесаря. Израиль, избранный Богом народ, также предпочел языческого великодержавного бога - так был расторгнут завет с Богом.
    И то же самое было в 1917 году. Российская империя в лице своей знати отреклась от своего Императора, ибо прежде всего он был нужен ей не как Помазанник Божий, а как кесарь великой державы. Измена нашей аристократии, отречение ее от царского престола были следствием более глубокой измены, более глубокого отречения. И то же самое может повториться теперь. Мы уже видели несколько лет назад вариант с Гогенцоллерном, теперь они могут опробовать вариант так называемого православного президента. Причем этот языческий монархизм, погубивший Россию в 1917 году и готовящийся ныне украсить власть высшего беззакония (Содома и маммоны) печатью высшей правды - Крестом, может быть крайне агрессивным. Как замечательно сказал один проповедник: "Такой монархизм способен расправиться с кротостью Давида Царя ради безумного величия Саула".
    Ныне Церковь призывается к покаянию в цареубийстве, да, но оно должно быть неразрывно с покаянием в богоубийстве и противодействовать ему. Это было убийство Помазанника Божия, покушение на благодатный принцип власти, на Самого Бога и заповедь Его.
    И, наконец, будет ли восстановлена православная монархия? Пока не видно. Если русский народ будет готов к тому, Господь тотчас же возвратит монархический строй, найдется и новая благочестивая династия, как нашлась она в конце Смутного времени.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU