На главную страницу |
|
Главная страница номера |
К.Ф.Затулин, диакон Александр Абрамов, В.В. Лебедев
Когда речь идет о том, что на территории России создаются четыре католические епархии, а вся Россия становится некой церковной провинцией, возглавляемой ми-трополитом с кафедрой в Москве, встает целый ряд очень серьезных вопросов. Главный из них: почему так укрупняются кафедры? Сами католики говорят, что их - горстка, около 600 тысяч верующих католиков на территории России. Эта цифра в целом не изменилась за более чем десятилетнее пребывание католиков в Российской Федерации. Значит, нельзя объяснить возникновение епархий тем, что появилось много новых храмов, появилось много новых верующих, появилось много священников, и требуется создать новую систему управления. Это не так. Все осталось, как было. Значит, цель в другом. Мы ее видим в том, что католическая церковь планирует создать новый, более мощный плацдарм для ведения миссионерской, то есть прозелитической, деятельности на территории России. При этом Русская Церковь считается как бы отсутствующей здесь. Все многовековое существование Русской Православной Церкви, Русского Православия, святителей Божиих, преподобных отцов получается как нечто подготовительное, приготовительное к началу функционирования здесь подлинной "церкви", церкви католической, которая теперь будет представлена митропо-литом Тадеушом Кондрусевичем. С этим мы, естественно, согласиться не можем. Именно поэтому мы говорим о прозелитизме, а не о миссии. Ватикану, строго говоря, было бы более уместно заняться миссионерством в тех странах католической церкви, где нельзя найти кадры для восполнения духовенства, где храмы полупусты. А к таким странам относятся и Франция, и Италия, однако там мы не видим каких-то серьезных изменений, там существуют диоцезы, епархии, а миссионерские усилия обращены на восток. С этим мы, разумеется, согласиться не можем.
Русский народ исторически всегда тяготел к Православию, всегда был народом православным, окормляющимся в единой Святой Соборной Апостольской Церкви, Церкви Православной. Поэтому у нас нет опасений, что с помощью тех или иных усилий или денег кому-то удастся сменить господствующую веру в нашей стране. Од-нако, конечно, тот факт, что большинство католических священников в России (85%) являются иностранцами, заставляет задуматься.
Диакон Александр Абрамов,
сотрудник Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии
Если быть таким же лукавым, как большая часть нашей либеральной прессы, или простодушным и не знающим нашей истории, да и вообще нецерковным, как, увы, большинство наших соотечественников, то можно подумать, что ничего особенного не происходит. А на самом деле, если вглядеться внимательно, то окажется, что речь идет и о политике, и о скрытой агрессии. Обратимся к истории. Не все, наверное, знают, что после 1917 года, когда большевики громили Русскую Православную Церковь, Ватикан вел переговоры с советской властью об утверждении католичества в России вместо Православия. Представляете, громят христиан, громят безбожники, а Ватикан в этот момент предлагает открыть приходы своей церкви, как бы перечеркнуть нашу историческую духовность. Другое дело, что это не получилось, ибо природа коммунизма совершенно другая, она абсолютно атеистична. Но, может быть, через это Бог и спас Россию от католицизма. Другой факт, другое наступление. Недавние визиты папы римского. Визит на Украину был направлен в первую очередь на ослабление позиции Русской Православной Церкви на Украине и тем самым и на дальнейшее отделение Украины от России. Далее последовал визит в Армению, вроде бы там мало католиков, но был исторический юбилей, 1700 лет христианской государственности. Далее в Казахстан. Какие в Казахстане католики? Украина, Армения, Казахстан, то, что называется теперь странами СНГ. Речь идет об ослаблении исторической России, о выстраивании другой параллельной церкви, другой параллельной структуры, как правильно говорит наше священноначалие. В данном случае Церковь защищает не какие то свои, как сейчас говорят в прессе, корпоративные интересы, она защищает российские интересы. На наших глазах совершается попытка переведения русских людей в рамки другой духовно-культурной парадигмы. Для чего это нужно? Для включения России в процесс глобализации, для встра-ивания ее в систему нового мирового порядка. Союз православных граждан обращается ко всем православным людям, ко всем русским патриотам всеми законными средствами противодействовать католической экспансии, постоянно стоять на страже защиты интересов Матери-Церкви.
Валентин Владимирович ЛЕБЕДЕВ,
председатель Союза православных граждан
Происходит проникновение в нашу духовную жизнь тех религий, которые прежде здесь были в лучшем случае гостями, но никак не постоянно действующей церковью.
Мы вступили в конфликт на религиозной почве, но имеющий не только религиозные причины и истолкования. Эти четыре католические епархии, как дивизии кадрированного состава в армии, то есть у них еще нет прихожан, но они создают штабы для того, чтобы проводить работу, особенно работу с молодежью. А мы знаем, что возможности католической церкви несравнимы с возможностями Православной Церкви: ни с информационными, ни с финансовыми, ни с издательскими. И вот сегодня эти возможности пытаются экспортировать в Россию для того, чтобы вести борьбу за умы, то есть цели совершенно разные: мы выполняем обязанности, они осуществляют экспансию.
Никто не сомневается в том, что Италия является демократической страной, тем не менее права католической церкви в Италии особо оговорены. И нет даже никаких сомнений в том, что на территории Италии католическая церковь имеет привилегии. Когда мы строим здесь демократию, после стольких лет коммунизма, социализма, то нам говорят - нет, теперь никто не должен иметь никаких привилегий, и все начинается заново. Послушайте, но государство Россия было создано усилиями Православной Церкви. Как можно отделить Димитрия Донского от Сергия Радонежского? Никак не отделить. Поэтому сегодняшнее событие очень тревожное, тревожное по нескольким основаниям. Первое, действия Ватикана являются составной частью по дискредитации современной Русской Православной Церкви, они являются составной частью плана глобализации, которая затрагивает теперь не только вопросы экономики, вступления во ВТО, в общий рынок или еще куда-то, а затрагивает основу нашего духовного самосознания. И, наконец, они являются тревожными с точки зрения того, что в каких-то своих шагах наша государственная власть допустила слабину и позволила тем самым толковать все происходящее как исключительно внутрицерковный спор, между тем как это часть очень больших и серьезных процессов, которые связаны не только с церковью, но и с государственной безопасностью России, с духовной безопасностью населения России.
Константин Федорович ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ