На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Святы отцы о ереси латинства

    Верным способом познания волн Божией является изучение Священного Предания Церкви, т.е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых, то такое согласное их суждение (consensus patrum) является суждением Духа Святаго, обитающего в этих святых, и признается учением Церкви. Приведем суждения святых отцов, чтобы каждый читатель мог составить правильное представление о латинстве.

    Святитель Марк Ефесский (+1457): "Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними". "Латиняне не только раскольники, но и еретики. Наша Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего".

    Святитель Григорий Шлама (+ок. 1360): "Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына". (Творения святителя Григория Поломы. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 26).

    Преподобный Феодосии Печерский (+1074): "Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили... Нет жизни вечной живущим в вере латинской".

    Преподобный Максим Грек (+1556): "Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую..." (Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993- С. 7).

    Преподобный Паисий (Величковский, +1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и "пало.. в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания". И ниже: латиняне - "не суть христиане" (Сочинения о знамении Честнаго и Животворящего Креста. Рк. БАН. 13.1.24-, гл. 11, л. 39; л. 88 об.).

    Святитель Игнатий (Брянчанинов, +1867): "Папизм - так называется ересь, объявшая Запад, от которого произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане - изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним". (О ереси и расколе. - "Православное чтение". 1992. №5-6. С. 5).
    "Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину". (Сочинения... Т. 4- СПб. 1886. С. 476).

    Святитель Феофан Затворник (+1894): "Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, -папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры". (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45).
    "Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами - потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением.
    Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех - страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную .". (Письма... С. 230-232).

    "Верить по-латински... есть уклонение от Церкви, ересь". (Письма о христианской жизни. М., 1908. С. 37).

    Преподобный Амвросий Оптинский (+1891): "Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение
    Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских Соборов.. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение..". "Римская церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви". (Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1913- С. 231, 232,235).
    "Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия" (Собрание писем... С. 234).

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908): "Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиной?" (Живой колос с духовной нивы. Из дневника за 1907 -1908 гг. М. 1992. С. 31).
    "Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь". (Живой колос с духовной нивы. С. 35).

    Из окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.: "Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они не были, еретики, составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие".

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU