На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Не стоит село без храма

Лариса Eвгеньевна Литовченко

    Для рязанского села Михеи Сапожковского района все грустное, казалось бы, осталось далеко позади. Вот уже девять лет оно живет по укладу, заведенному с незапамятных времен. Малиновый звон с колокольни храма Архангела Михаила сзывает прихожан на молитву, благословляет на венчание. И все девять лет настоятеля подворья московского Данилова мужского монастыря игумена Евсевия селяне называют "наш батюшка".
    - Каждый храм должен быть человеку по душе, - говорит отец Евсевий, - свой храм, свой батюшка. Это замечательно, когда душа тянется туда, где ей спокойнее, молитвеннее. Мы принимаем всех.
    В 1992 году, получив от районной власти 300 гектаров земли, московский Данилов мужской монастырь взялся за создание подворья. Все началось одновременно: строительство небольшого поселка, скита, создание пасеки, возделывание земли. И восстановление храма Архангела Михаила, где раньше размещался колхозный зерносклад. Груды мусора и расстрелянные лики святых - вот что увидели тогда монахи.
    - Когда закрывали храм, что творилось, - говорит матушка Ксения, жительница села Михеи. - И на иконах плясали, потом они без ног остались за все свое злодеяние.
    Недалеко от этих мест, в каких-то шестидесяти километрах, такую же историю пережил и храм Вознесения Господня в селе Князево Скопинского района. Сейчас трудно представить, что всего пять лет назад вот эта бывшая школа и храм были почти разрушены.
    История восстановления храма тоже связана с деятельностью еще одного монастыря Саввино-Сторожевского. В селе Князево было организовано патриаршее подворье храма Вознесения Господня.
    Все, что было и будет еще сделано здесь, на подворье, требует не только сил и терпения, но и денег. На подворье чего только нет: гуси, куры, свиньи. А еще гектары и гектары полей. И вырученные от продажи живности и зерна средства в первую очередь идут на восстановление храма.
    Восстановлены и уже несколько лет действуют храмы. Остаются жить села, где появились батюшки и монахи московских монастырей.
    - Как показывает опыт истории, ни одно село не исчезло там, где стоит действующая церковь, - говорит Николай Егорович Абакумов, директор Петрушинской средней школы в селе Князево.
    В излучине Дона, на границе Рязанской области, в Милославском районе было пять деревень. Семь веков назад недалеко от этих мест разразилась страшная битва, для которой нашли только одно название - побоище, Мамаево побоище. Но и тогда деревни остались и жили дальше. Они исчезли всего 2-3 года назад.
    Память о том, что здесь недавно жили люди, хранит строгий погост. Еще везут сюда стариков их дети, выполняя последнюю волю - лечь в родную землю у стен того самого храма, в котором они когда-то принимали крещение.
    Не у кого спросить, в честь кого был выстроен храм. Тихо и одиноко охраняет он последний покой своих прихожан. И только ангелы, которые, по церковным преданиям, всегда остаются служить в храме, ждут той минуты, когда снова сюда придут православные люди.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU