На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Лариса Eвгеньевна Литовченко
Для рязанского села Михеи Сапожковского района все грустное, казалось бы, осталось далеко позади. Вот уже девять лет оно живет по укладу, заведенному с незапамятных времен. Малиновый звон с колокольни храма Архангела Михаила сзывает прихожан на молитву, благословляет на венчание. И все девять лет настоятеля подворья московского Данилова мужского монастыря игумена Евсевия селяне называют "наш батюшка".
- Каждый храм должен быть человеку по душе, - говорит отец Евсевий, - свой храм, свой батюшка. Это замечательно, когда душа тянется туда, где ей спокойнее, молитвеннее. Мы принимаем всех.
В 1992 году, получив от районной власти 300 гектаров земли, московский Данилов мужской монастырь взялся за создание подворья. Все началось одновременно: строительство небольшого поселка, скита, создание пасеки, возделывание земли. И восстановление храма Архангела Михаила, где раньше размещался колхозный зерносклад. Груды мусора и расстрелянные лики святых - вот что увидели тогда монахи.
- Когда закрывали храм, что творилось, - говорит матушка Ксения, жительница села Михеи. - И на иконах плясали, потом они без ног остались за все свое злодеяние.
Недалеко от этих мест, в каких-то шестидесяти километрах, такую же историю пережил и храм Вознесения Господня в селе Князево Скопинского района. Сейчас трудно представить, что всего пять лет назад вот эта бывшая школа и храм были почти разрушены.
История восстановления храма тоже связана с деятельностью еще одного монастыря Саввино-Сторожевского. В селе Князево было организовано патриаршее подворье храма Вознесения Господня.
Все, что было и будет еще сделано здесь, на подворье, требует не только сил и терпения, но и денег. На подворье чего только нет: гуси, куры, свиньи. А еще гектары и гектары полей. И вырученные от продажи живности и зерна средства в первую очередь идут на восстановление храма.
Восстановлены и уже несколько лет действуют храмы. Остаются жить села, где появились батюшки и монахи московских монастырей.
- Как показывает опыт истории, ни одно село не исчезло там, где стоит действующая церковь, - говорит Николай Егорович Абакумов, директор Петрушинской средней школы в селе Князево.
В излучине Дона, на границе Рязанской области, в Милославском районе было пять деревень. Семь веков назад недалеко от этих мест разразилась страшная битва, для которой нашли только одно название - побоище, Мамаево побоище. Но и тогда деревни остались и жили дальше. Они исчезли всего 2-3 года назад.
Память о том, что здесь недавно жили люди, хранит строгий погост. Еще везут сюда стариков их дети, выполняя последнюю волю - лечь в родную землю у стен того самого храма, в котором они когда-то принимали крещение.
Не у кого спросить, в честь кого был выстроен храм. Тихо и одиноко охраняет он последний покой своих прихожан. И только ангелы, которые, по церковным преданиям, всегда остаются служить в храме, ждут той минуты, когда снова сюда придут православные люди.