На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Дорога на Валаам

Андрей Викторович ПОЛУШИН

Продолжение. Начало в 2002 №4

    Вертолет приземлился на Германовом поле. Место это связано с именем преподобного Германа Аляскинского, подвизавшегося на Валааме до своего отъезда в Северную Америку. Валаамский воспитанник, получивший от Бога дар прозорливости, много потрудился в проповеди Евангелия и тысячи людей привел ко Христу
    На монастырском УАЗике едем к главной святыне острова - Спасо-Преображенскому собору. Радостная новость - с собора убрали строительные леса, и он вновь засиял во всем своем благолепии и красоте. Здесь под спудом покоятся мощи основателей обители - преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Закладка собора была совершена летом 1887 года. Это был год венчания на царство государя императора Николая II. Событие это совпало также с исцелением одной жительницы Петербурга у иконы Божией Матери Валаамской. "Меня увидишь на Валааме" - сказала Царица Небесная. Так она засвидетельствовала Свой Покров над Валаамом, да и над всей Россией. На иконе - символ царской власти держава.
    Никто не знает, когда здесь появились первые монахи. По преданию, первым христианским подвижником, высадившимся на острове, был апостол Андрей Первозванный. Древние летописи повествуют о том, как он "Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающееся море на Валаам пошел, крестя повсюду и поставляя по всем местам кресты каменные".
    Через тысячу лет из Ростовской земли на Валаам отправятся его первые, известные нам святые - Сергий и Герман Суровый северный климат соответствовал и суровой судьбе монастыря, наполненной с XII по XVII века разорениями. Так шведы отмщали на монахах за свои неудачи в битвах с русскими, предавая все здесь огню и мечу. Но была и другая особенность подвижнического жительства на Валааме - дивный сонм святых, неусыпно молящихся средь шума холодных волн и завывания северного ветра. И тяжелый труд, когда даже землю монахи должны были привозить с собой с материка, чтобы на Валаамских скалах растить себе хлеб насущный.
    На Валааме чего ни коснись - все дышит историей и проникновенным смыслом. Самые яркие впечатления детства нашего Патриарха связаны именно с Валаамом. Из воспоминаний Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси: "В 1938 году мои родители вместе совершили паломничество на Валаам, взяв и меня с собой. Летом следующего, 1939, года наша семья еще раз поехала на богомолье в Валаамский монастырь.
    На меня, девяти-десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители, их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость - все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь!.
    Нынешнее поколение валаамских монахов старается возродить лучшие традиции иноческой жизни на острове
    - Что-то я редко стал тебя в храме видеть? - спрашивает иеродиакон Савватий пожилого посетителя, пришедшего в монастырь попросить дрова.
    - Да, редко теперь хожу, - соглашается тот.
    - А хочешь, чтобы тебя Господь призвал к себе? - с улыбкой говорит Савватий
    - Да болезни одолели, а смерти-то нету, хоть я и просил и каялся.
    - Плохо каялся, видимо. Плохо чего-то у тебя там осталось, в загашнике-то? - смеется вместе с посетителем отец Савватий и уже мягко добавляет - Приходи, приходи…
    "Монастырь нам хорошо помогает, - рассказывает живущая во внешнем каре монастыря светская жительница Валаама Нина Петровна Трубникова - Вот мне надо было печку сделать, я пришла, попросила у отца Евгения. Он мне выделил цемент. Кирпичи тоже дали, известки на побелку после ремонта. Они не отказали ни в чем".
    На вопрос об особенностях зимней жизни на Валааме архимандрит Панкратий отвечает:
    - Если, условно выражаясь, в летнее время мы стараемся исполнить заповедь любви к ближним, к тем, кто приходит, как-то им помочь, то зимой мы больше уже думаем о том, как нам исполнить заповедь главную - возлюбить Бога всем сердцем, всей душой. Но, конечно, послушания остаются, монастырь ведь наш трудовой. Насельники трудятся в тех же мастерских, на ферме, в храме. Но, правда, скажу, это время для нас спокойнее.
    В северо-восточной части Валаамского архипелага на кряжах темно-серого гранита возвышается поросший густыми елями Святой остров. Этому дивному названию он обязан святому, жившему здесь 500 лет назад. Не так давно мощи преподобного Александра Свирского были обнаружены в анатомическом музее Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга нетленными. Доныне сохранилась и пещера в расщелине скалы, где в безмолвии, на хлебе и воде, претерпевая лютую стужу, молился Богу этот подвижник. В его Житии описано, "как от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткой, что не боялась и каменного ударения". О том, какой же светлою стала его душа, говорит то, что Александр Свирский - единственный известный нам святой, которому, так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица.
    Как впоследствии и Герман Аляскинский, Александр Свирский был призван с Валаама для того, чтобы нести свет Православия в мир. В 1506 году на реке Свири им был основан Свято-Троицкий монастырь, где и покоятся ныне его нетленные мощи.
    С именем этого святого связано немало и других чудес. Расскажем об одном из них. Несколько лет назад, зимой, по дороге с материка на Валаам ушла под коварный лед Ладожского озера машина с сидящим в ней монахом. Его спутники, находившиеся впереди, раньше заметили полынью и успели выскочить из машины еще на поверхности Он же выбрался из нее только под водой, начал всплывать и уперся головой в лед. Ну, вот, - думает монах, - все, не выплыть. Стал он молиться преподобному Александру Свирскому. И услышал святой его молитвы, пришел к нему на помощь. Водитель с послушником увидели конец мантии в полынье, ухватившись, вытащили монаха на поверхность.
    И летом и зимой главным транспортным средством на Валааме остается все-таки лошадь. Конюхом в монастыре работает Николай Александрович Волков. Показывая нам красоты и святыни Валаама, он не скрывал своей радости от того, что в последнее время обстановка на острове заметно улучшилась:
    - Сейчас безобразий стало заметно меньше. Нет уже такого воровства, пьянства. Люди привыкли к монастырю. А раньше было! Лучше не вспоминать.
    Забыть, однако, не дают. Обычно Ладожское озеро покрывается льдом уже в ноябре и до начала мая всякое судоходное сообщение с материком прекращается. Но меняется климат, да и не только он. Наступающую раннюю весну монахи ожидают с большой тревогой. Как только сойдет лед, сюда может нагрянуть со своей плавучей гостиницей господин Казырбаев - директор восточного департамента фирмы "БМБ СД трейдинг корпорейшен". Правительство Карелии отдало ему в аренду несуществующий причал на Валааме. О подлоге, похоже, знают все - и арендатор, и арендодатель. Но, видимо, он устраивает обе стороны. Один получает деньги, другой - возможность зацепиться за остров своими щупальцами чтобы качать капитал из любви россиян к этому святому месту.
    Но пока лед хранит покой Валаама. Только монастырский буксир "Александр Невский" отваживается выходить в Ладогу в это время года. И то, если по крайней мере неделю не было морозов. На нем мы и отправились обратно на материк.
    Вначале буксир ходко побежал по воде под веселое пение тонких льдин, но вскоре оно сменилось натужным треском крепкого льда толщиной в 20 сантиметров. Ледяная пустыня не сдавалась. За ночь северный ветер произвел подвижку льдов, и там, где, со слов капитана, еще вчера была чистая вода, сегодня возвышались ледяные торосы. Несколько попыток пробиться через них ничего не дали.
    - Сложности есть, - с тревогой в голосе говорит капитан - подвижка льда произошла с севера
    - Как думаете, дойдем?
    - Вообще-то, надежда есть - немного подумав, ответил капитан линейного морского буксира.
    Локатор показывал, что до Приозерска, конечной цели нашего плавания, оставалось 13 миль. Буксир стоял, зажатый льдами, пассажиры волновались, команда напряженно искала выход.
    В такие минуты даже неверующие люди вспоминают о Боге. Наконец, увидев слева по курсу небольшой разрыв в ледовой стене, капитан начал разворачивать судно. Разогнавшись, насколько это было возможно буксир с треском переломил перегородку из толстого льда и за бортом весело заплясали тонкие льдины южной Ладоги. Прошли…
    Да, зимой Валаам бывает суров. Он с трудом принимает гостей, да и с неохотой провожает их обратно, словно говоря при ехал, так уж оставайся И, все же, мы движемся дальше, на материк. Движемся "по бурному морю", но с тишиною в душе и с надеждой вернуться на Валаам когда-нибудь вновь.

    P.S. Сотни коллективных писем были направлены к руководству республики Карелия с требованием остановить превращение "места паломничества в площадку для развлечений".
    И, похоже, голоса тех, кому небезразлична судьба Валаамской святыни, оказались услышаны. В интервью "Русскому Дому" председатель правительства Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов заявил: "Вы своевременно ставите вопрос о поддержке Валаама. Хорошо, что этот вопрос стоит и что мы обсуждаем эту тему. Потому, что в действительности угроза существует и существовала, и, если общественность не будет обращать на эти вещи внимания, то вполне реально может быть все что угодно. Мы столкнулись с тем, что есть желание у определенной группы, в том числе псевдопредпринимателя, обосноваться на острове и решить некоторые проблемы за счет того, что сократить духовную жизнь. Сейчас все эти коллизии преодолены и, конечно, мы не допустим того, чтобы на острове появились нежданные гости, и сделаем все для того, чтобы это место было святым. И, безусловно, в первую очередь помогало сохранять Православие". Слова Катанандова не расходятся с делом. Правительство Карелии отказало туристическим фирмам в выделении четырех с половиной тысяч квадратных метров возле старого монастырского причала на острове. Валаам по-прежнему остается незамутненной святыней русской земли.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU