На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Сегодня в Вооружённых Силах России при участии военнослужащих построено 83 православных храма в военных училищах и воинских частях. Современная армия всё ближе подходит к тому, что невозможно воспитать полноценного воина без христианского мировоззрения.
"Любите врагов ваших, поражайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими".
Святитель Филарет (Дроздов)
В Вооруженных Силах России появилось войско, которое будет носить имя русского святого Благоверного князя Даниила Московского. Это инженерные войска, командует которыми генерал-полковник Николай Иванович Сердцев.
17 марта в Свято-Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил воинскую хоругвь с образом Благоверного князя.
Хоругвь есть победный знак христианской церкви. Он ведет начало от воинской победы византийского императора Константина Великого, который вступил в бой, украсив свое царское знамя изображением креста. Чин освящения прошел в Прощеное воскресенье. В этом году оно совпало с днем, когда церковь чтит память самого мирного и христолюбивого Московского князя Даниила.
У инженерных войск России появилось не просто почетное имя, а свой небесный покровитель.
При вручении хоругви Святейший Патриарх Алексий II сказал:
- Пусть это изображение князя Даниила Московского помогает инженерным войскам Российской Федерации созидать, строить великую Россию, сынами и дочерьми которой мы все являемся.
Инициатива носить имя русских святых принадлежала десантникам. Так, во Псковской воздушно-десантной дивизии появился полк имени Александра Невского. Подвиг десантников этой дивизии, совершенный в Чечне под Аргуном, прогремел в 2000 году на всю страну. Рота десантников - 100 человек - встала на пути двухтысячной группировки боевиков, пытающихся прорваться к мирным селениям. В неравной схватке все бойцы погибли. Этот бой могли выдержать только сильные духом люди. Псковские десантники освящают оружие, крестятся, исповедуются, причащаются в храме Александра Невского, настоятель которого священник Олег Тэор, по сути, стал военным священником. Их примеру последовала Тульская дивизия десантников, в которой появился полк в честь Димитрия Донского.
И вот уже не полк, а целое войско избрало себе в покровители русского святого.
- Это нормальное явление просить себе в помощь силы Всевышнего, - сказал нам командующий инженерными войсками Николай Иванович Сердцев.
Инициатива командования инженерных войск не случайна. Она опирается на продолжительный и положительный опыт работы по взаимодействию армии и церкви в инженерных войсках.
Одна из частей инженерных войск находится на территории Свято-Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской области.
Со стороны эта воинская часть выглядит как обычное подразделение контрольно-пропускной пункт, колючая проволока, караульные вышки. Но на самом деле такие части для России - редкость. Здесь проходят службу православные верующие - выпускники воскресных школ и духовных семинарий
Присылать в часть служить православных верующих призывников военкоматы начали с 1992 года. Сейчас их где-то треть от общего состава Командование не запрещает им ходить на богослужения, исповедоваться, причащаться и совершать другие церковные таинства Естественно, в свободное от службы время.
Эту особую участь части определило соседство с мужским монастырем - Свято-Зосимовой пустынью близ с. Арсаки.
До революции это был один из известнейших монастырей России, он был основан Зосимой, пришедшим подвизаться в глухие владимирские леса в семнадцатом веке.
Пустынь расположена в 90 верстах от Москвы, в двадцати от Троице-Сергиевой Лавры и в трех с половиной от станции Арсаки Ярославской железной дороги Владимирской области. А территория воинской части начинается сразу же за надвратным храмом Всех Святых.
Пустынь была закрыта в 1923 году большевиками, на ее территорию въехало войсковое подразделение, храмы были превращены в казармы и склады, а в главном соборе пустыни, построенном в честь Смоленской иконы Божией Матери, разместился воинский клуб! Казалось, навсегда погиб один из духовных центров России, который называли Северной Оптиной, ибо все порядки в монастыре были устроены по примеру знаменитой Оптиной пустыни.
Широкую известность монастырь приобрел в конце XIX века. Богомольцев привлекала чудотворная икона Смоленской Божией Матери, а затем пошла молва о благочестивых и мудрых старцах.
Широкую известность монастырь приобрел в конце XIX века. Богомольцев привлекала чудотворная икона Смоленской Божией Матери, а затем пошла молва о благочестивых и мудрых старцах.
В 1994 году особым событием стало обретение мощей преподобного Зосимы, основателя монастыря. Двое рядовых, что несли раку на своих плечах, впоследствии стали священниками.
В третьем ковчеге покоятся мощи последнего игумена обители Германа. Он был прославлен подвижнической жизнью, трудами по устроению обители, прозорливостью. "Умру я, обитель сразу разгонят", - предрекал он, что в точности исполнилось.
Дорога соединяет монастырь с солдатскими казармами, до которых всего триста метров. До сих пор видны следы надругательств над святым местом, надписи "Пролетарии всех стран, объединяйтесь под Красным флагом" или "Дембель-83". Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1992 году 15 марта - в день "Державной" иконы Божией Матери.
Игумен Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Петр (Радзин) рассказывает: "Первые монахи начали молиться в правом приделе Смоленского собора. В левом же приделе, освященном в честь Архангела Рафаила, продолжали функционировать клуб и проводиться дискотеки. Однажды дискотека и богослужение совпали. Тогда монахам пришлось вспомнить заповедь, что веру нужно отстаивать, а заодно и свою службу в армии с приемами боевых искусств. Дело было на Илию пророка... После инцидента клуб сразу же был перенесен за территорию монастыря. А молодые прапорщики и лейтенанты, участвовавшие в той дискотеке, зауважали монахов как настоящих мужчин и воинов. Братии пришлось покаяться за нарушение канонов в поведении, но с тех пор молиться в храме никто не мешал".
- Картина взаимоотношений сегодня совсем иная, - говорит Владимир Сергеевич Ханжин, замполит.
- У нас плотное сотрудничество.
Его дополняет игумен Петр (Радзин):
- Мы хотим их поддержать и укрепить. Потому что они воины, охраняют нашу землю, а мы воины небесные - монахи.
В возрождении обители военные помогают техникой, иногда людьми. С монастырского подворья братия пополняет рацион солдатской кухни творогом и сметаной.
Иеромонаха Варнаву в части называют отцом родным и считают первым военным священником инженерных войск. За время его служения в Зосимовой пустыни прошло уже пять призывов, а через его духовное окормление - сотни душ православных воинов.
На служение в Зосимовой его благословил старец Троице-Сергиевой Лавры иеросхи-монах Моисей.
В келий у старца неоднократно бывал генерал-полковник Игорь Николаевич Родионов, тогда начальник Генштаба. О чем говорили они? - навсегда останется духовной тайной. Но только известно: уже после смерти старца Родионов ходатайствовал в штабе Московского военного округа о наборе в часть близ Арсаки первых 13 православных ребят.
Молитву перед трапезой командование не поощряет, но и не запрещает, особенно если в солдатскую столовую заглядывает сам отец Варнава.
- По русской традиции воин всегда держал свое оружие и охранял свое Отечество, - говорит иеромонах Варнава (Столбиков). - Православное воинство - оно непобедимо. Держать оружие - не противоречит православной вере. Сейчас очень опасная тенденция, что молодые люди, видя нестроения, пытаются отклониться от службы. К нам ребята стремятся прийти.
Желающих попасть служить в части - очень много. Подчас задолго до призыва православные отроки приезжают в монастырь, иногда с родителями. Привозят ходатайство священников. Так составляются списки с будущими призывниками, которые из Свято-Зосимовой пустыни поступают в отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами при Московской Патриархии.
Такое вряд ли было бы возможно, если бы не Николай Иванович Сердцев, командующий инженерными войсками:
- Ведь основа основ суворовской школы и науки побеждать - это ставка на православную веру русского солдата: молись Богу - от Него победа, - говорил непобедимый полководец. Он считал, что на войне одерживает победу не бренное человеческое тело, а бессмертная душа. Здесь земля так намолена, что сама просит: возьмите силы, что монахи здесь накопили.
За это время несколько офицеров крестились и венчались. А майор Лаптев поступил на катехизаторские курсы Свято-Тихоновского Богословского института, куда его привела...
- Жажда знаний православных... - объясняет Виктор Анатольевич Лаптев. - Православие внутри человека, в сердце его.
Есть ли будущее у этой тенденции - возрождения Православия в армии? у нее нет другой альтернативы. Она должна стать православной, иначе она просто погибнет. Учитывая сегодняшнее мнение, что она должна стать наемной.
Гордость части - это солдатский духовно-православный хор - детище отца Варнавы. Он возник в 1994 году, когда армия переживала тяжелый момент, солдатское хоровое искусство угасало, для всех было удивительным увидеть солдатский хор, тем более православный.
В 1997 году хор стал победителем фестиваля солдатской песни "Виктория".
По воскресеньям, если позволяет ратная служба, хор поет на службах монастырских.
В октябре 2001 года в части произошло большое событие. В солдатской казарме был освящен войсковой храм в честь преп. Даниила Московского. Этот храм на добровольной основе был полностью создан трудами солдат. Они писали иконы, вырезали деревянные киоты, иконостас, Царские врата...
Сегодня в Вооруженных Силах России при участии военнослужащих построено 83 православных храма в воинских училищах и частях. Современная армия все ближе подходит к тому, что невозможно воспитать полноценного воина без христианского мировоззрения.
Каждый вечер звучит в солдатском храме молитва за Отечество. Для этих ребят служба в армии стала трудом ратным и духовным. Два года в армии их не сломили, а укрепили. Из армии они придут мужчинами, исполнившими свой долг и укрепившимися в Православии христианами. По молитвам Божией Матери, преподобного Зосимы, старцев Алексия и Германа, трудами нынешней братии монастыря в глухих владимирских лесах рождается альтернатива духовному вакууму, существующему в российских войсках, хотя нового здесь ничего не изобрели. Нашли опору в истории и традиции своей страны, в Вере Православной.
Помолимся, отцы и матери настоящих и будущих воинов, чтобы этот пример стал началом возвращения нашей армии к историческим национальным истокам.