На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Виктор Никитович Шкурко
За Можайском, почти у истока реки, стоит деревня Чернево. До столицы отсюда около 200 верст. В доме Лебедевых нас уже ожидал почти весь причт Покровского храма. Хозяйка дома Зинаида Григорьевна, ее муж Иван Михайлович, регент хора Тамара Дмитриевна, певчая Татьяна. Нам еще только предстояло увидеть и храм, и детей воскресной школы, и батюшку, но мы сразу почувствовали и беды, и радости маленькой общины
- Она ко мне подходит: баб Зин, а где здесь икона "Неупиваемая чаша"? - вспоминает Зинаида Григорьевна. - А я говорю - вот. Она встала на коленочки и начала молиться, чтобы родители не пили. Папа, дедушка и бабушка. Тут другие дети подходят. Спрашивают, что это она делает? Я говорю - молится, чтобы папа не пил, бабушка не пила.
- Ой, мои тоже пьют, - враз заговорили они. И все дети встали на колени напротив иконы и молились. Глазенки у них были раскрыты, волосенки на полу, я смотрела на них и плакала. Вот если бы родители посмотрели, как их дети молятся за то, чтобы они не пили, наверное, им в горло бы не полезла эта гадость.
Пока разговаривали, подошел отец Анатолий со своим алтарником Михаилом. Подходило время вечернего богослужения, и пора было собираться в путь И, пока мы дружно грузили в УАЗик свою аппаратуру, я думал о том, чтобы не торопиться, чтобы два дня, которые нам предстояло провести с этими людьми, целиком прожить их жизнью, ничего не упуская и не приукрашивая.
Отец Анатолий Леонов сам попросился на приход в деревню Новопокров, может быть, потому, что его деды и прадеды жили в этих местах, овеянных славой Бородинской битвы и зимних боев 41-го года. Несколько лет назад он овдовел и теперь всецело принадлежит своим прихожанам.
Не успели мы проехать пару километров, как возникло неожиданное препятствие. Трактор торчал перед нами на дороге, и объехать его было совершенно невозможно. По какой причине его покинул хозяин, мы так и не узнали, но делать было нечего, и мы решили идти пешком, взвалив груз нашей аппаратуры на всех.
До Новопокрова было еще около 3 километров и оставалось утешать себя тем, что летом, наверное, пройтись полем до храма - одно удовольствие. На свежем воздухе, среди цветущих трав. Зато весной и осенью, в распутицу - попробуй, проползи по этой дороге. А зимой, бывает, приходится идти друг за другом по сугробам, след в след. А вот и основное препятствие - река. На той стороне нас уже ожидали главные прихожане Покровской церкви - дети. Ждали на берегу, волновались, что батюшка запаздывает. Им-то пробежаться до храма в охотку, хоть из Чернова, хоть из Митина, хоть из Остриц. Моста через реку здесь, наверное, никогда и не было. По льду-то еще ничего, летом похуже - вброд. А вот как переправляться на ту сторону в половодье? Ну, разве что на лодке, как дедушка Мазай. Вот и мечтают прихожане, просят у Бога как бы построить здесь мост. А то, неровен час, переправа есть переправа, всякое может быть.
Да и стройматериалы для храма сподручнее возить.
В конце XIX века в селе Новопокровском на крутом берегу Москвы-реки был основан женский Владимирский Екатерининский монастырь. В обители было около 80 сестер, действовала церковно-приходская школа. Село было тогда очень большим. Прихожан насчитывалось 773 мужского и 857 женского пола. В 27-м году монастырь был закрыт. Почти все монахини приняли мученическую кончину в тюрьмах и лагерях. Последний настоятель Покровского храма отец Василий был расстрелян в 37-м. В церкви держали скот, в алтаре жгли костры.
- Здесь могилки матушек. Вот там вот находится кладбище, там похоронена игуменья Серафима. Это последняя игуменья монастыря, - рассказывает отец Анатолий. - Я стараюсь поминать игуменью Серафиму и всех матушек, которые здесь жили, кто здесь скончался, кто пострадал за нашу веру в лагерях и в гулагах. И скажу вам, я чувствую, что они молятся за меня. И во многом, благодаря их молитвам, вот такая вот святыня, как наш храм, начинает воскресать. И мне, конечно, это отрадно.
У нас в храме в основном дети. Взрослые ходят мало, основная причина, как они говорят, что нет времени у них. Ну, их тоже можно понять - сельское хозяйство занимает много времени, но все равно это не может служить оправданием, потому что время дает сам Господь. А человек лишь только этим временем распоряжается. Они вот так решили распоряжаться своим временем. С них и спросится. Но отрадно что? Это то, что дети ходят в храм. И через детей, вы, наверное, сами сможете убедиться, приходят их родители. И, вот в этом есть некая тайна, которая, может быть, сокрыта от родителей, но по молитвам своих детишек они приходят в храм.
Мало кто верил, что Покровский храм снова будет открыт. Но когда 2 года назад служили первый молебен и ветер через разбитые окна задувал свечи, произошло маленькое чудо. Над храмом разошлись тучи, дождь прекратился и ветер утих. Алтарь наполнился солнечным светом, без труда зажглись свечи. Молебен отслужили радостно, на одном дыхании. А после молебна сразу набежали тучи и снова пошел дождь, жители соседних деревень во время молебна слышали колокольный звон, хотя колоколов на колокольне давно уже нет.
Между тем вечерело. Служба подошла к концу, и тут на наших глазах, по молитвам детей наверное, свершилось другое чудо.
Еще вчера родители крупно повздорили. И вдруг сегодня Ирочкин папа сдался на уговоры жены, и они пришли в храм, чтобы освятить свою жизнь и жизнь своих детей Таинством венчания.
И вот уже звучат под церковным сводом слова священника:
- Венчается раба Божия Елена рабу Божиему Николаю! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа...
Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут они в плоть едину. Тайна сия велика есть.
И то, что это действительно Таинство, а не просто церковный обряд, ощутили все, кто участвовал в этом. Особенно дочь их Ирина.
- Я очень рада, что папа согласился на это и не знаю, как маме удалось его уговорить.
У юных прихожан одно желание - чтобы их родители тоже ходили в церковь, молились Богу и чаще причащались.
У всех на душе царили радость и покой. И уже никакие препятствия по ночной дороге домой не казались непреодолимыми. Тем более, что нас обещала накормить горячими щами и вкусной кашей из печи хозяйка гостеприимного дома в деревне Чернево Зинаида Григорьевна.
Наутро мы снова отправились в Новопокров. Трактора на дороге уже не оказалось, и УАЗик отца Анатолия преодолел водную преграду как заправский участник ралли. И пока батюшка исповедовал ребятишек, которые готовились к причастию за Божественной литургией, мы решили побеседовать с жителями деревни, которых насчитывается сегодня 7 человек.
На краю деревни стоит дом, в котором живет самая пожилая жительница Новопокрова.
- Я в этом храме крестилась. 21 год проработала на выборной должности. Здесь, в сельском совете. И признаться откровенно, сейчас меня многие сельчане упрекают, что я была партийной. А меня втащили в партию-то. Давай, вступай, а то мы, все руководители, с партийными билетами, а ты у нас тут одна такая. Втащили. А сейчас - куда мне деваться-то? Стала ходить в церковь. И вы знаете, как меня попрекают теперь за это? Презирают просто. Чего в церковь-то поперлась? Грехи свои замаливаешь? Я говорю им: да, может, и грехи.
С другим жителем села разговор был короткий. Он сразу заявил:
- Бога никто не видел. Если бы был, то для верующих чего-нибудь делал. А то поглядишь, поглядишь - и верующие такие же мученики, как и мы. А креститься нас не учили.
Наверное, не зря отец Анатолий всю свою надежду возлагает на детей, на будущее окрестных деревень. Ведь им еще предстоит проложить свою дорогу к храму. А пока собираются они на занятия воскресной школы. Никакого церковного домика в приходе нет, и занятия проходят все в том же хлебосольном и теплом доме Зинаиды Григорьевны. Бабы Зины, как называют ее ребятишки. Она и накормит, и напоит всегда вкусно. И винегретом, и кашей, и блинами, и пирогами с ягодами и медом.
- Нам нравится Закон Божий изучать. Тут вообще все хорошо, - наперебой рассказывают ребята. - Мы ходим в эту школу не только потому, что любим отца Анатолия, а потому, что нам интересно здесь.
- Церковь мы стараемся посещать как можно чаще. Чтобы не обижать никого из наших, чтобы ближе стоять к Богу, чтобы больше о нем узнать. И не так, конечно, грешить, как грешили в той жизни, в которой жили, когда у нас церкви еще не было.
- Мы, конечно, очень рады, что у нас есть церковь, что у нас создали воскресную школу.
Отец Анатолий, глядя на них, говорит:
- Детям живется тяжело. Некоторые просто сироты при живых родителях. Я скажу больше. Они мученики, некоторые просто мученики, потому что на их глазах происходит такое, что не каждый взрослый человек смог бы выдержать. Дети приходят в воскресную школу. Они получают теплоту, получают материнское отношение от Зинаиды Григорьевны. И я, наверное, тоже не являюсь для них строгим отцом, я для них больше папочка, чем отец. Я их полюбил, они это чувствуют. И отвечают мне взаимностью. Церковь - это все мы вместе. Значит, и храм мы должны всем миром восстанавливать.
Братья и сестры! Поможем возрождающейся общине выстоять в трудное для нее время!
Реквизиты храма:
КБ "Акрополь" 000, БИК 044585677,
ИНН 7704131098/771001001, к/с 30101810900000000677,
р/с 40703810200000000522.
Адрес: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы,
143263, Московская область, Можайский район, д. Новопокров, ИНН 5028019025/502801001.