На главную страницу |
|
Главная страница номера |
50 лет со дня преставления блаженной Матроны (+2.05.1952)
Пересадка в Москве. Два часа между поездами. Что успеешь? Да ничего... Тут постоишь, там в толпе запнешься. А она к Матронушке! Сумка тяжелая, а очередь в камеру хранения - не достоишься. Так она с сумкой! Говорили, до Таганской надо... Да где она, Таганская эта? Мельтешит в глазах, очки слабые, посильней надо, да лишних денег не случается. Толкаются москвичи, снуют по метро, все им некогда.
- Дочка! - взмолилась пробегающей мимо девушке с ярким рюкзачком за плечами, - мне бы к Матронушке... - да и осеклась. Юбка выше колен, глаза намалеваны, такая про Матронушку и не слыхивала.
А девушка:
- Вам до Таганской. Вон по этой лестнице до кольцевой Белорусской, там переход. Пройти немного до Покровского монастыря.
Прибежала. Ахнула от многолюдства, не успеть, поезд... Бросилась в первые ряды бить челом: приезжая я, из деревни, поезд. А ее и недослушали.
- Проходите, как же, из Москвы уезжать и Матронушке не поклониться.
Она - успела! И вот, вернувшись домой и отдышавшись с дороги, пишет мне в редакцию письмо: "В Москве жить, меня озолоти, не сумею, беготня одна. Москвичам не завидовать надо, а жалеть их. Бедолаги вы, такой ритм выдержать - надо иметь здоровье отменное. Но есть у вас молитвенница великая - блаженная Матронушка. Дар Господний замученным суетой москвичам. Поняла я, грешная, у ее мощей святых - нам, русским, без Матронушки никак".
Да, любовь в сердце утаишь недолго. Она обязательно вырвется из него добрым словом, благодарным взглядом, бережным движением. Именно так бережно, благодарно и добро припадают к раке блаженной Матронушки православные. Каждый день очередь. Тихая, предупредительная друг к другу, с цветами. В ней постоишь, уже исцелишься. Ужаснешься сердцу своему неправедному, все не так, зачем позволяю жизни течь пусто и легкомысленно, зачем Господу не доверяю? А она... Она подвижница, великая заступница Москвы. Она ее, Москву нынешнюю, преобразила. Визитная карточка православной столицы - длинная очередь к ее мощам. Маленькая неимущая старушка, а Москва склоняется перед ней в покаянии и надежде.
А ведь не коренная москвичка. Родом из Тульской губернии, из села Себино. Матрона Дмитриевна Никонова, крестьянка. Слепой родилась, да только не возроптала на Господа, а приняла Его святую волю, с детства потянулась к Церкви Христовой. Куда нам, зрячим, до ее духовного прозрения. Видела человека насквозь, исцеляла, изгоняла бесов, открывала людям будущее. Казалось бы, уж куда хуже: не видеть белого света. А в семнадцать лет Матронушка еще и обезножела. И опять - кротко принимает новую немощь, не ропщет на судьбу, не завидует, терпит. Знает, несиюминутна Божия любовь, Избранным Своим уготовляет Он путь особый, привилегия в нем одна - терпение скорбей. Смеялись над ней, улюлюкали, оскорбляли, власти гнали. Мыкалась с одного угла на другой. Казалось бы, неравные силы - картузы кожаные, загривки сытые и - старушечка слепенькая, безногая, тихонькая. А как преследовали! Благодать для беса хуже красной тряпки для быка. Знал он, враг рода человеческого, в чем сила убогой старушки - в молитве, попаляющей его неправедно нажитое добро. Шли к ней, как и сейчас идут. Деревенские вдовы и профессора, агрономы и партийные функционеры. С одной-то стороны взять - неверующие, а с другой, когда приспичит, - вдруг поможет? Помогала всем. Молилась за ушедших воевать мужей, за сгорающих в водке сыновей и погрязших в блуде дочерей, за матушку-Россию нашу, измученную обманом и доверчивую не впрок. Ее мирок - маленькую кроватку и постоянную темноту очей - милостивые Господни руки раздвинули "от Москвы до самых до окраин".
Перед смертью жила в Подмосковье, на Сходне, что по Ленинградской дороге. Отошла ко Господу 2 мая 1952 года, пятьдесят лет назад. А что изменилось? Как испрашивала при жизни помощь заблудшим, оступившимся, немощным, попавшим в беду, так и сейчас испрашивает. Удел святых - они востребованы всегда. Сначала покоилась Матронушка на Даниловом кладбище в Москве, да тесно было возле ее могилки православным. Почитание блаженной Матроны стало всенародным. 8 марта 1998 года, в неделю Торжества Православия, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были обретены нетленные мощи угодницы Божией. Потом гроб с ее честными останками перенесли в Покровский женский монастырь.
Рассказывать о чудесах и молитвенной помощи блаженной Матронушки можно очень и очень долго. Уже изданы книги, где приводятся факты исцелений и заступничества блаженной московской старицы. Я сама наблюдала не раз, стоя в очереди к ее мощам, как негодуют бесы, испепеляемые благодатью возле святой ее раки:
- Не мучь меня, Матрона, - кричат, -выйду, жжет, жжет!
Недавно позволила себе маленький эксперимент. Позвонила на выбор нескольким знакомым москвичам - получали ли вы помощь от блаженной Матронушки? Вот ответы.
- Она меня на работу устроила, я полгода пороги обивала, а пришла к ней, попросила ..
- Моему мужу операция грозила, я к Матронушке, никогда так не рыдала, врачи и по сей день ничего понять не могут
- Сын в Чечне воевал, так я, как на работу, в Покровский монастырь ходила, просила ее молитв. Вернулся...
- Дочка по блудному пути пошла, так я каждый день акафист блаженной Матронушке читала, вымолила.
- Квартиру я только благодаря Матронушке поменял.
Всем помогает. Русская, ей всех жалко Я видела в очереди к мощам большого, фиолетового негра с букетом цветов. Ветер, мокрый снег, а он стоит и улыбается. Его, конечно же, попытались "расколоть". А он одно твердит:
-Надо.
Нам всем надо. Вот и идем сюда, в Покровский монастырь, не всегда с цветами, но всегда - с грехами и просьбами: избавь, подсоби, подскажи, замолви словечко. Сколько же у нее работы! Немыслимо по человеческим нашим меркам. Но у святых мерки свои Они не имеют права сказать, что устали, уйти в отпуск или отъехать на пару дней. Блаженная Матронушка всегда в Москве, безвыездно. И всегда в готовности принять нашу заботу и нашу печаль. Смотрит на нас с иконки незрячими глазами, да молитва ее зряча, зряче доброе и любящее сердце московской заступницы, мудрой старицы, великой святой. И Москва наша первопрестольная склоняет свои гнущиеся с трудом колени (от гордыни, от немощи, от непривычки) перед утопающей в цветах ракой. И просит, просит... А растерявшейся в московской суете провинциалке радостно машет рукой в сторону Таганки.
- Вы к Матронушке? Поспешайте, там особая благодать.
И шепнет доверчиво:
- Вы поплачьте да попросите, она не откажет. Она никому не отказывает