На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

19 мая Неделя жен-мироносиц

Лилия Эрнстовна СЕЛИВЕРСТОВА

    Господь был распят накануне праздника еврейской Пасхи, и по закону этот день надо было проводить в покое. Иосиф Аримафейский с Никодимом, с разрешения Пилата, сняли с креста тело Спасителя и спешно, пока не наступил день Пасхи, похоронили Его в пещере в саду близ Голгофы. Благочестивые женщины (святые Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные), следовавшие за Иисусом Христом до конца, до распятия, присутствовали при погребении Господа. По прошествии первого праздничного дня, на рассвете, они пришли ко Гробу Христову, чтобы помазать благовониями (миром, от этого их и назвали мироносицами) пелены, в которые был завернут Спаситель, и первыми обнаружили, что Христа в пещере нет, что Он воскрес, и сообщили об этом апостолам.
    В третье воскресенье по Пасхе празднуется Неделя святых жен-мироносиц - праздник всех православных женщин и девушек.
    Почему Церковь так почтительно относится к женщинам? Ведь именно Ева вкусила запретный плод, соблазнила Адама и с нее началось грехопадение.
    Да, была Ева, была Лотова жена, была Иродиада, потребовавшая голову Иоанна Крестителя по просьбе матери. Но было много дев и женщин, исповедовавших своими жизнями учение Христа, пострадавших за веру, стяжавших мученические венцы. По Божией воле Спаситель рода человеческого "сошел с небес и воплотился от Духа Свята и Марии Девы…"!
    Вспомним наших дорогих бабушек и прабабушек, сохранивших веру православную в темное безбожное время. Когда тысячи священнослужителей были расстреляны замучены, отправлены в тюрьмы и лагеря, в храмах остались в основном женщины. Они не боясь осуждения, насмешек, издевательств, продолжали исповедовать христианство, не давали разрушать церкви сохраняли дома иконы, церковную утварь. Тайком от "просвещенных" партийных родственников крестили детей и внуков, молились за здравие и упокой родных и знакомых.
    Все это пишу вовсе не для нашей гордости. Но, если мужчины во всем станут обвинять женщин, а женщины - мужчин, то ни к чему хорошему это не приведет, наоборот. Муж будет против жены, мать против сына, брат против сестры - все это ой как далеко от христианства! Бог соединяет, мирит, объединяет людей, а ссорит и разъединяет нас лукавый. Господь учит любить и прощать, видеть соринку в своем глазу и нести тяготы друг друга.
    Да, в том кошмаре, который творится вокруг, вина женщин огромна и первостепенна! Потому что мы забыли свое главное предназначение на земле - материнство, создание домашнего уюта, тепла. Наркомания, беззаконие, безнравственность. А ведь у всех преступников были матери, и очень многое зависело от их любви и воспитания.
    Конечно, у каждого человека свой путь, свой крест. Но даже, если девушка, женщина не состоит в браке, то все равно ее воспринимают как мать, сестру, которая должна нести доброту, мир, сострадание, милосердие. Рядом с такой женщиной даже воры и бандиты стараются веста себя культурно, не ругаются, вспоминают о совести и не могут совершать злодеяния!
    Почему мы чаще наоборот, своими жадностью, завистью, гордыней, толкаем людей на преступления? Именно мы, женщины, разрушаем малую церковь - семью. Раньше на Руси жену называли берегиней. Женщина была сотворена Господом в помощь мужчине. А многие ли из современных жен стали настоящими берегинями, любящими помощницами супругам в этой нелегкой жизни? Как часто мы эгоистично думаем лишь о своих интересах и желаниях, лишь о своей усталости, мучаем наших любимых придирками, попреками! Мы просто не понимаем, что такое православный брак.
    Ни одна религия, ни одно философское учение не ставит женщину и семью так высоко, как христианство "Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Ефес. 5,23,29-30)! Что может быть выше этого сравнения! Христианская семья - это не хозяин и раб, не два равноправных гражданина, а "едина плоть" - одно неделимое целое, один организм. Поэтому в нем может быть только одна голова и одно сердце: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес 5,22-23). Брак - дело добровольное, и если девушка не считает своего избранника благоразумным, то зачем выходить за него замуж? Если решаешься на этот ответственный шаг, то выбери человека, которому можешь доверить и свою жизнь, и жизнь будущих детей.
    Ап. Петр призывал: "Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни" (1 Пет. 3,7). А слова "жена да боится своего мужа" (Ефес 5,33) означают - боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Ведь, если любишь человека, то боишься принести ему зло обидеть.
    Брак - школа любви. Но, к сожалению, мы любим себя гораздо больше, чем мужа, детей. Наша гордыня порой не позволяет мужу развиваться как личности. Хочется рассказать об одной женщине, которая была богата знатна, умна, прекрасно образована, красива и обаятельна. Она могла блистать в свете или сделать карьеру стать известной, но она выбрала другое. Ее искренним желанием было помочь состояться, раскрыться супругу как личности, воспитать детей верующими, добрыми, честными, образованными людьми.
    "Как мама нас воспитывала?
    Не по какой-либо "системе" воспитания, а создавая тихую и благотворную семейную атмосферу любви и стройного порядка.
    Главная основа воспитания была религиозная: "Бог есть любовь" - вот чем было проникнуто религиозное сознание матери и, естественно, все ее воспитание нас. Мама прививала нам именно любовь к Богу, а не "страх Божий", который, конечно, отнюдь не противоречит любви, но относит человека к Богу как бы под другим углом.
    Основное духовное качество матери - смирение. Покорность воле Божией всегда и во всем она старалась нам внушить с самого раннего возраста.
    Другие, скорее нравственные, чем религиозные черты ее характера, - душевная дисциплина и обостренное чувство долга, которые она также стремилась внушить нам".
    "Когда папа общался с нами, мы чувствовали себя с ним совершенно просто, но когда он "начинал о чем-то думать", а тем более уходил в свой кабинет, отношение к нему принимало чуть не религиозные формы…Во многом такое отношение к отцу было создано мамой. Мама всегда и всячески стремилась облегчить папе возможность "уходить от земли", когда он этого захочет. Она во всем и всегда брала на себя неблагодарную роль Марфы, предоставляя отцу роль Марии, причем делала это так, что он не замечал или почти не замечал. Евангельская Марфа даже упрекнула Марию, что та не помогает в ее хлопотах, а мама не только этого не делала, но, наоборот, всячески старалась затушевать свою тяжелую и неблагодарную роль Марфы, стараясь сделать свое служение незаметным. При характере отца ей легко удавалось скрыть от него, сколько скучных и тяжелых забот и хлопот принимала она на себя одну, чтобы дать ему возможность "витать в эмпиреях". Этот умственный и духовный полет для отца был безмерно ценен. И Бог даровал ему для этого мощные крылья - но без каждодневного смиренного марфинского подвига его жены эта редкая возможность отвлечения от земного была бы в такой же мере невозможна.
    Мама незаметно создавала земные условия для неземного парения отца".
    (Князь С.Е. Трубецкой. Минувшее).

    Это пример удивительный и прекрасный. Такое преданное служение мужу, семье - настоящий подвиг, на который способны немногие. Самое замечательное то, что ее жизнь опровергает досужее мнение, что домохозяйками становятся только те, кто не имеет никаких талантов, не способен достичь в жизни чего-то большего. Но это не так, и сидеть дома с детьми можно по-разному Можно смотреть часами сериалы, бесконечно бегать по магазинам, вести с соседками и подругами бессмысленные, пустые разговоры, перемывать косточки всем знакомым, то есть потихоньку деградировать. А можно, наоборот, постоянно развиваться, заниматься своим образованием, духовным совершенствованием, при этом не запуская домашнего хозяйства. Да, это совсем нелегко. Но мы сами выбрали этот путь - семью, и разве мужьям легко? Думаю, что намного труднее! Муж заботится о том, где и как будет жить семья, а в наше время найти жилье и достойно оплачиваемую честную работу очень трудно. Жены дома, с детьми, которые почти ангелы, а мужья в миру, где не только тяжелая служба, но и постоянные искушения. А мы думаем, что больше нас никто не устает, и если не упрекаем во всем супругов, то срываем свою злость на тех, кто слабее и беззащитнее - на детях и стариках. "За что мне такие мучения! Дети непослушны, капризны, старики ворчат, всем недовольны, муж совсем не понимает меня, мало времени уделяет дому почти не помогает - все на мне!" Все-то оно так, да только где же смирение, где вера в Божий Промысл, где, наконец, благодарность за то, что имеем дом, семью, детей, родных! Это же огромное счастье. Поистине: "Что имеем не храним, потерявши - плачем". А крест каждому дается по силам.
    Воспитание - огромный труд, прежде всего душевный. Его формула проста - любовь и терпение, искренняя, горячая любовь и великое терпение. Но самое главное - личный пример воспитателя. Детишки, они все чувствуют, все понимают сердечками своими. И доброту, честность, трудолюбие, сострадание они могут обрести, только если видят эти качества в своих родителях. Особенно это касается веры в Бога. Когда мама искренне любит Бога и исповедует христианство не словами, а делами, то и дети ее стремятся к вере. А в детстве закладываются все самые главные ценности и черты человека. Попробуем посмотреть на мир глазами ребенка:
    "Мама стоит на коленях около кровати и молится. Она не просто шепчет, а словно разговаривает с кем-то, что-то рассказывает, просит… А потом крестится широким крестом.
    Вот она высоко откидывает голову, но ничего не шепчет и глаза закрыты, но какое у нее лицо! Соня не знает слов: умиление, благоговение, а если бы знала, наверное, именно они и подошли бы сейчас
    (С.С. Самуилова, Н.С Самуилова. Отцовский крест).

    И еще одно воспоминание из детства другого человека.
    "Моя мать вышла замуж в семнадцать лет (а у мужа-вдовца уже было двое детей на руках). Поднималась она до свету, первой в доме, чтобы растопить печь, заниматься стряпней, скотиной, хозяйством. Но сначала - молиться. Перед огоньком лампады, освещающей образа на киоте в переднем углу, на коленях, пока все еще спят, - шепотам, с глубокими воздыханиями, на коленях - разговоры с Богам, просьбы, моления, восхваления, благодарения. Но главное, видимо, - единение с Богом, слияние с Ним душой и сердцем, отсюда и слезы на глазах после каждой молитвы, и умиротворенность, просветленность, выливающаяся каждый раз в одну и ту же фразу, формулу, завершение: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". В эти ранние, дорассветные часы я - младенец - еще сладко и крепко спал, но иногда случайно просыпался, и тогда я преодолевал крепость детского сна, тепло постели, вставал и опускался на колени рядом с матерью. Эти утренние молитвы (может, еще и потому, что связаны были как-никак с жертвой, преодолением самого себя) были особенно сладостны - утром все тихо, умиротворенно и сам ты (четырех-пятилетний) почти что ангел".
    (Владимир Солоухин. Смех за левым плечом…).

    Давайте постараемся меньше думать о своей усталости, а больше искренне заботиться о близких. Женщины более тонко чувствуют дух семьи, они в основном и создают атмосферу домашнего уюта, тепла и любви. Да, копейка лишней никогда не бывает, тем более в семье, где есть дети. Да, домашний труд тяжел и незаметен. И все же, если есть возможность уделить ребенку лишнюю минуту не упускайте ее. Потом будет поздно. Ясли, няни, продленки, пятидневки, лагеря, отдых родителей без детей - все это разрушает семью. Когда малышу постоянно говорят: "Я устала! Отстань, не мешай мне! Надоели твои вопросы! Вырастешь - узнаешь", то не стоит удивляться, что, вырастая, он будет искать ответы у кого угодно, только не у родителей. А когда они станут стариками, пусть их не удивляет, что сын или дочь грубят, редко навещают, ни о чем не рассказывают, не слушают их советов. Что посеешь - то и пожнешь. И если посеешь добрые семена, то плоды милостью Божией будут прекрасны.
    Семья адвоката Василия и жены его Эмилии (IV в.) во втором и третьем поколении дала миру много святых. Из десяти их детей трое сыновей стали епископами: Василий Кесарийский (известен как Василий Великий), Григорий Нисский, Петр Севастийский; клику святых причислены также их две дочери: Макрина и Феозва.
    Начальное религиозное воспитание шло в основном от женщин. Святой Василий Великий писал: "Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабушки… Я воспитан своею бабушкой, от которой заучил я изречения блаженного Григория Каппадокийского (Неокесарийского), сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия". Большое влияние на Василия Великого и его братьев оказала и старшая сестра Макрина. Мать - Эмилия - была дочерью мученика. Читая слова Василия Великого, его братьев и сестры Макрины, чувствуешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании.

    Один замечательный батюшка так напутствовал свою духовную дочь перед венчанием: "Если для тебя на первом месте будет Бог, на втором - муж, а потом остальное, то все в твоей жизни будет хорошо!" И это действительно так.
    Большое счастье, когда оба супруга - верующие, церковные люди. Но у каждого человека свой путь к Богу. И если жена православная, а муж - нет, то она должна не ссориться, не скандалить с ним из-за церкви, а проповедовать учение Христа своей жизнью. Любить и почитать мужа, создавать уют и тепло в доме, воспитывать детей, заботиться о пожилых и больных родственниках (своих и мужа), никого не осуждать. Если нет возможности часто ходить в церковь, то больше молиться, читать Священное Писание и духовную литературу, но не забывать и о том, что она живет в миру, в семье. Надо верить и надеяться, что Господь все устроит наилучшим образом.
    Для многих брак с женой-христианкой способствовал духовному возрождению.
    Святая Нонна (IV в.) обратила в христианскую веру своего мужа-язычника, он стал пресвитером, а затем епископам Назианским (пам. 14 января н. ст.). "По молитвам и под руководствам жены своей образовался он - добрый пастырь, и она показала пример доброй пасомой", - писал Григорий Богослов, их сын, великий учитель Церкви. Светлой любовью к родителям наполнены многие его творения. Два архиерея - муж и сын - великий плод домашнего апостолата святой Ноты. В день епископской хиротонии своего мужа она была посвящена в диакониссу; после долгого совместного служения Христу она лишь на несколько месяцев пережила своего святого супруга.
    Для Бога нет ничего невозможного, надо только верить, надеяться, любить.
    С праздником, дорогие мамы, любимые жены, милые бабушки, дочери и сестры! Да хранит вас Бог.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU