На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык

Евгений Чепуров

    О состоянии здоровья русского народа довольно красноречиво говорит статистика, утверждающая, что смертность русского населения России намного выше рождаемости, а это весьма тревожный сигнал, информирующий о вырождении нации, и об этом следует срочно звонить во все колокола.
    В полном соответствии со здоровьем своего народа находится состояние русского языка, терпящего сокрушительное фиаско, усугубляющееся резкой деформацией политической и экономической систем в России.
    На гребне реформаторской волны возникла как бы новая общность людей, не обремененных высоким образованием, но с преувеличенными претензиями на ведущую роль в бизнесе, средствах массовой информации, очагах культуры и т.д.
    Они создали свои нравы, свой язык, копирующий "блатную феню". Заявив о себе русским фольклором в форме анекдотов о делах своих и помышлениях, назвали себя "новыми русскими".
    На сочной ниве их антирусской лексики ярким букетом расцвели слова, не отмеченные академическими словарями классического русского языка, а именно: вкуснятина, непруха, неудобняк, нал, бабки, кидало, наезд, прикол, прокол, по барабану и несть им числа.
    Язык "новых русских" проник в жизнеутверждающие речи депутатов Госдумы, достиг эстрады и поразил кинематограф.
    Австралийцы, с большой любовью изучающие русский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, например, какое лексическое значение имеет слово "блин" в фильме "Особенности национальной охоты", так как оно грамматически не связано в фразе, произнесенной героем фильма.
    Это типичное словопаразит от "новых русских", имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляксой ложится на прекрасный русский язык.
    Чтобы хоть как-то обогатить свою скудную речь, "новые русские" вкрапляют в нее слова иностранного происхождения (чаще английские), к примеру: эксклюзив, бартер, брокер, супермаркет и уйму других.
    Слова эти на фоне самобытного и богатого фонетически русского языка выглядят, извините, как на корове седло.
    Англичане недаром гордятся своим языком, ибо знают, что за каждой его буквой стоит вековая культура Великобритании. Печально, но факт, что упадок языка как интеллектуальной ценности народа происходит буквально за пределами институтов культуры (Российской академии наук), происходит на глазах безучастных ученых-лингвистов и прочих "столпов общества". Сдается мне, что "столпам общества" придется не спать ночами, но в срочном порядке найти современных Кирилла с Мефодием для новой азбуки русскому народу, если ему как этносу суждено будет выжить в криминальном хаосе экономических реформ.

ЯЗЫК СУЩИЙ - ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ

    Россия в настоящее время крайне нуждается не только в экономических реформах, но и в огромном количестве образованных людей с чувством национального достоинства. Мне довелось как-то проверить грамотность одной особы, претендовавшей на звание первоклассной переводчицы в Австралии. В одном предложении с прямой речью и деепричастными оборотами, она умудрилась сделать пять грубых ошибок. Махнув рукой, претендентка ушла на курсы кройки и шитья. Этот грамматический казус случился в экзотической стране Австралии, а вот как говорят и пишут по русски в "демократической" России.
    Телевизионная программа "Сегоднячко" в дни пушкинского юбилея провела уличный опрос в Москве на тему жизни и смерти великого русского поэта. Ответы шокировали меня. Школьница 15-ти лет брякнула журналисту, что А.С. Пушкин это "новый русский". Некоторые "знатоки" отвечали, что А.С. Пушкина убил на дуэли Ленский, а около 1000 человек заявили, что поэт еще жив. Видимо, большая беда пришла на русскую землю... Что делать, кто виноват?! Эти извечные вопросы паутиной бабьего лета плывут над Россией и ждут ответа...
    Однако, по мудрому совету Козьмы Пруткова, "зри в корень!". Главлит почил в Бозе, теперь средства массовой информации раскрепостились и стали легкой наживой лиц, разбогатевших в криминальном хаосе реформ, и им нет дела до русского языка и русской культуры. Их кумир - деньги.
    Отличным образом это просматривается при подаче рекламы на телеэкраны,
    Слов нет, реклама двигатель торговли, она кормит телевидение, но делать это она должна во имя, а не вопреки национальной культуре и русскому языку.
    "Не тормози, сникерскни!" кричит реклама сникерсов. Это больше похоже на приказ водителю автомобиля не тормозить при любых дорожных ситуациях: сникерсы или смерть - вот в чем вопрос!
    "Я открыла для себя прокладки", томным голосом предлагаются предметы женской гигиены. Открыть можно дверь, книгу месторождение железной руды и т.д. Эта реклама оскорбительна даже для тех, кому предназначалась изначально. Женщина со стороны истца жаловалась в телепрограмме "Суд идет", что всегда чувствует себя голой, когда на экране начинают что-то "открывать".
    В рекламе есть словесные выкрутасы и похлеще, несущие галиматийный смысл, но галиматья эта исходит не из могучего русского, а из "сдвинутого" одесского, по выражению Жванецкого.
    Не знаю, как топорная реклама помогает торговле, а русскому языку она, несомненно, оказывает медвежью услугу
    Проблему русского языка должны решать на государственном уровне весьма компетентные организации под эгидой президентской власти, а не разные комиссии и комитеты, не внушающие доверия изза их несостоятельности.
    Необходимо всем вузам страны вменить в обязанность предлагать своим абитуриентам первый письменный экзамен по русскому языку (сочинение), а не сдавших его немедленно исключать из списков.
    Все должностные лица, имеющие отношение к общеобразовательному процессу, гуманитарным наукам, кино, театру, эстраде, средствам массовой информации, просто обязаны по-человечески проникнуться чувством гражданской ответственности за сохранение интеллектуального потенциала нации.
Евгений ЧЕПУРОВ, Австралия, штат Виктория

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU