На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Дорогой отец Александр!
    Наступает Великий пост, и в церкви будут читать Канон Великий святого Андрея Критского, Иерусалимского. Я слышал не раз об исключительной важности этих служб, и для того, чтобы более осознанно воспринимать читаемое в храме, я купил книгу с текстом службы, переводом и комментариями к ней. По прочтении стало ясно, что основная мысль канона "я хуже всех". И у меня возник вопрос: кто такие эти "все"? Ведь нужно быть слепым, чтобы не видеть диких, изуверских злодеяний, которые совершаются каждодневно у всех на виду. Я более чем уверен, что основная масса прихожан наших храмов, к которым относятся эти слова, ничего подобного не совершала. Неужели они на самом деле хуже Ельцина, Чубайса, торговцев наркотиками, сутенеров, чеченцев или американских политиков? Это, кстати, далеко не полный список. Кажется, перед этими меркнут все преступления библейских злодеев, о которых говорится в Великом покаянном каноне. Если мы, ходящие в храм, "хуже всех" (стало быть, хуже и этих извергов рода человеческого) тогда зачем мы ходим в храм?
    Единственное объяснение, наверное, в там, что я грешник, это понятно. Мне есть в чем каяться, и до прихода в Церковь, и, к сожалению, сейчас, когда я хожу в храм, и уже не первый год. Каждый Великий пост я снова понимаю, что год прошел, и ничего во мне не изменилось. Как от этого не прийти в отчаяние!
    Простите, но эти вопросы меня очень беспокоят. Видимо, что-то важное я не понимаю.
    О. Иванов, г. Москва

    Помним мы слово преподобного Серафима Саровского, который, не рассуждая ни о чем, не богословствуя, не говоря ни о нравственном или духовном состоянии народа, не выясняя никакие социальные и политические причины, говорил, что ждут Россию великие беды от того, что перестали соблюдать среду и пятницу. И наш Великий пост это сплошные среда и пятница. То есть мы стоим перед тайною предательства Христа и перед тайной Его распятия. Мы непрестанно каким-то образом участвуем в этих событиях, как все всегда участвуют до самого конца, до последнего момента, когда явится Господь со славою. В этом предстоянии мы исповедуем свою греховность. И слова канона, очень сильные, кажутся порою меру превосходящими, когда мы говорим: "Согреших паче всех человек, един согреших Тебе...". Я хуже всех, ну а что же в мире происходит и как это все понимать?
    В течение всего поста мы молимся главною великопостною молитвою: "Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Не осуждать другого человека это не значит не отличать плохое от хорошего. Это, наоборот, значит отличать хорошее от плохого и в нас, и в том, что происходит в мире. Мы должны научиться в течение всего поста библейскому видению мира.
    Покаянный канон напоминает нам об очень сильно согрешивших пред Богом людях и дает нам образы праведников. Так естественно человеку попадать под влияние другого, мы очень зависимы в этом смысле друг от друга ("с кем поведешься...", как говорится). И дурные сообщества, разумеется, развращают добрые нравы. И мы видим, как, словно от искры, идет по всей нашей земле какойто геенский огонь растления.
    И не только у праведников мы должны учиться сегодня, но и у грешников, и в этом заключается библейская мудрость. Образы этих людей и их грехи даются нам для того, чтобы мы научились покаянному видению самих себя. И точно так же должны мы научиться в окружающей нас сегодня растленной жизни видеть то, что заставляет нас оплакивать самих себя. Пусть некоторые из нас не очень хорошо знают Библию, а имена и события, которые упоминаются в Великом покаянном каноне, даже не очень понятны для нас. Но мы все-таки должны научиться из этого канона так воспринимать все происходящее, чтобы всякий грех, который мы видим, заставлял нас опомниться и задуматься: что, на самом деле, совершается, где все это происходит? Это происходит в мире, который сотворен Богом, который осквернен грехопадением; в мире, где совершилось искупление наше и где неотступно действует милосердный Промысел Божий.
    Только тогда, когда мы отличаем добро от зла в самих себе и видим зло, которое происходит в мире, начинаем мы учиться науке не осуждать других людей. Молился святой праведник в Ветхом Завете: "Господи, разориша закон Твой, сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия" (Пс. 118, 126127), то есть от того, что происходит такое растление правды Божией, по этой причине драгоценнее мне Твоя правда. От того, что беззаконие вокруг, попрание всего, душа моя не может не остаться Тебе верной.
    Человек, если он входит в себя, видит свой грех. Мы должны увидеть, что такое грех, и понять, что это всегда предпочтение диавола Богу, которое мы совершаем. И грех, если мы увидим грех духовно, по благодати Божией, это то, что может убить человека. Тебя и все человечество может убить грех.
    Но, может быть, многие из нас принадлежат не к тем, которые говорят, что они без греха, а к тем, которые сокрушены грехом. Они думают: "Неисцелимо зло, которое я совершил, слишком велика моя ошибка, глубока бездна, из которой мне уже не выбраться, и нет мне уже прощения. Я зашел слишком далеко и слишком уже поздно".
    Но Господь говорит, что нет ни одного греха непрощеного. Есть, правда, один грех, который не прощается: это отказ раскаяться в своих грехах и нежелание принять Божие прощение. Этим грехом болен сам диавол. Вот это самое страшное. Поэтому отчаяние страшнее всего. И покаяние, говорят святые отцы, есть отвержение отчаяния. Мир погибает от отчаяния, но не знает покаяния. И многие из нас пребывают в унынии. Мы все пребываем в унынии. Не потому, что скорби великие (на всех хватает, щедро посылает Господь). И не потому, что как будто бы, как нам кажется, грехов у нас особенных нет (хотя они всегда выше нашей головы, бездна греховная). От того мы с вами унылые и безрадостные, что нет у нас покаяния.
    Покаяние возможно только лишь перед любовью совершенной, перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед любовью, которой мы можем довериться во всем и до конца. Именно перед этим мы предстоим в течение первых четырех вечеров поста. Что изменилось? Углубилось ли наше видение добра и зла? Это важнее всего на свете для всех и для нас. Дай Бог, чтобы среди этой страшной войны, которая совершается в мире и где все терпят поражение, хотя бы в одном человеке совершился прорыв Христов, то есть было принесено покаяние! И Христос вошел в его жизнь, и Бог стал действовать в этом человеке и через этого человека! И Царство Божие уже здесь присутствовало среди нас, хотя бы в ком-то одном и это важнее всех событий на свете.
    Если бы это могло совершиться со всеми нами, со всею нашею Церковью, тогда бы действительно мы понимали, о чем идет речь, когда мы говорим о всенародном покаянии. Тогда бы мы понимали молитву святых, молитву преподобного Силуана, его плач о том, чтобы все люди спаслись.

    Дорогой батюшка Александр, благодарим Вас за регулярные выступления в журнале "Русский дом". В одной из публикаций о Ницше Вы упомянули Фрейда. Пожалуйста, расскажите подробнее о духовных опасностях, которые содержит в себе учение Фрейда.
    И. Тарасов, г. Владивосток

    XX век прошел под знаком трех выдающихся лжепророков Маркса, Ницше и Фрейда.
    Отношение к Фрейду менялось от восторженного до негативного, но, в конце концов, возобладало устойчивое мнение о нем как о великом ученом. Писания Фрейда бездоказательны, не мотивированы, с изощренными фантастическими выкладками, и, тем не менее, его навязали всему миру. Здесь, между прочим, одна из разгадок антихриста: если такой, в общем-то, мелкой лжи поверили, как не поверят более искусной!
    Отсутствие здравого ума феномен толпы. Что один скажет все повторят, и часто это происходит не без помощи беса. Всегда легко навязать ложную свободу: разделить богатство богатых (Маркс), освободить от ответственности Фрейд. Как и Маркс, Фрейд пообещал счастье без Бога. "Люди обманывают себя, придумали грех, держат себя в цепях. Вот, я освобожу вас". "Придите ко мне, говорит он, и я освобожу вас от ваших комплексов и страданий". Как говорил Достоевский, главное осмелиться. Фрейд осмелился на уровне толпы навязать свое лжеучение.
    Бездуховность это то, что следует, прежде всего, сказать о Фрейде. Вместо нравственности предлагается психоанализ. Его и приняли на вооружение все неверующие, ищущие, скажем так, оправдания зла, талмудической мудрости.
    В каждом человеке есть грех. Фрейд дает ценную для атеистического сознания среднего ума установку: "Все такие, не стесняйтесь". Подвал человека он ставит на первое место:
    "Это и есть природа человека, отсюда идет все творчество, вся жизнь". Фрейдист Андре Жид не стеснялся писать о своем гомосексуализме. Английский философ Бертран Рассел, также последователь Фрейда, проповедовал полную свободу нравов, проводил эксперименты над собственными детьми. "Фильмы ужасов и непристойные полезны, утверждал он, потому что освобождают подсознательное".
    Фрейд восславил публичное обнажение, и это привело к "сексуальной революции", к легализации гомосексуализма. Он дал толчок для всякого рода душевного эксгибиционизма. Вот психоанализ Фрейда:
    "Расскажи с самого детства твои сны, о твоей первой связи, о подавленном желании". Он посмел по-бесовски нагло касаться самых сокровенных тайн человеческой души. Его психоанализ антиисповедь, то есть "долой стыд", голос самого диавола, обращенный к человечеству "Вы должны не стыдиться и без покаяния рассказать друг другу и всем о своих самых бесстыдных желаниях".
    Мы не будем говорить о том, что происходит сейчас. Вот типичная ситуация, которой делится со всем миром юная особа в прессе: "Родители воспитывают меня так, чтобы у меня не было комплексов. Поэтому я дважды в неделю встречаюсь с молодым человеком и живу с ним". Она уже должна это делать, чтобы не было страха, "комплексов".
    Однако, вследствие незнания природы человека, Фрейд не знает тайну пола. Он нигде не говорит о монашестве (по его мнению, они все психопаты). Он нигде не пишет, что пол связан с деторождением. Нигде у Фрейда вы не найдете слова, что женщина и мужчина хотят ребенка. Тайна пола отделяется от деторождения, и это самое антихристианское и античеловеческое, что есть сейчас в мире.
    Нет у Фрейда нигде и намека на жажду любви. Он и не знает, что такое любовь на человеческом уровне. Однако физическая близость без любви унижает человека, превращает его в скота.
    Фрейд породил "общество потребления" общество потребления чужого тела. "У вас есть тело, но вы ни за что не ответственны: греха не существует. То, что христиане называют грехом, на самом деле естественно для человека, заложено в нем. Этого не надо стыдиться, а становиться самим собой. Это не порок. Надо не бояться грехов, а бестрепетно копаться в них, рассказывать о них другим. Если человек идет навстречу своим желаниям, он исцеляется. Если бы человек не подавлял своих желаний, он был бы свободен".
    Человек Фрейда самоуслаждение биологической особи, топчущей все во имя удовлетворения своих желаний. Самость, доведенная до предела, это восстание на Бога.
    "Психически здоровый человек, провозглашает Фрейд, не может верить в Бога".
    Говорят о гениальной интуиции Фрейда. Но, не зная подлинной природы человека, Фрейд не говорил всей правды. Он говорил часть правды. И то, что выдавалось за исцеление, таковым не являлось. Больные безуспешно подвергались психоанализу до конца жизни. Человек разумное существо, а для Фрейда "царская" главная дорога в бессознательное сновидения. Это бес внушил ему. Мыто знаем, как осторожно надо ходить по такой "дороге". Перед нами псевдонаука, фальсификация, разновидность гаданий, подгонка сновидений под лжедогмы. Тем не менее, психоанализ Фрейда был поднят на щит. Ромен Роллан, Герберт Уэллс, Стефан Цвейг и другие знаменитые материалисты слагают ему панегирики. Всюду в университетах организуются кафедры Фрейда. По нему написаны горы литературы. Особенно популярным стал фрейдизм в Америке не только в высших учебных заведениях, но и в школах. На Западе он становится культовой фигурой, как Маркс в России. В советские годы, когда все было под запретом, юные "интеллектуалы" говорили друг другу: "Вот Фрейд все знал".
    Этот вредоносный мыльный пузырь оказал большее влияние на разрушение жизни человечества, нежели Маркс. На мой взгляд, это страшнее Маркса и вредоноснее Ницше, хотя для каждого существует свой яд. Если Ницше страдал, сошел с ума со своей безумной поэзией, этот дышащий самодовольством, так сказать, учитель вещает, что любые страдания человека связаны с навязчивой идеей, с которой он не может справиться.
    Антихристианство проявляется поразному в разных областях для разных людей. Фрейд один из предвестников антихриста.
    Мы говорим о нем так подробно, чтобы вы знали, как враг рода человеческого реально в нашей культуре и истории противостоит Кресту Христову и Его крестной заповеди и не удивлялись, почему мы живем сегодня в таком растленном мире.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU