На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Андрей Николаевич Савельев
Большинство граждан сегодняшней России глубоко несчастны. Несчастливы в семье число разводов примерно равно числу вновь зарегистрированных браков, а число сирот (при живых родителях) превышает послевоенный уровень.
Несчастливы в труде целые профессиональные группы не востребованы. Миллионы людей вынуждены заниматься крайне непрестижным трудом, не соответствующим их образованию и склонностям.
Несчастливы в духовной жизни, поскольку не видят в окружающей повседневности ничего возвышенного, что придавало бы жизни какой-то смысл.
Наша общая беда в том, что ясное ощущение несчастья более всего касается лишь старшего поколения. Да и у того последние годы перед гробовой доской опошлены телевизионным развратом, который становится последним впечатлением. Не дети и внуки, не ветеранская слава, не гордость за страну, а только этот всеобщий наркотик. Советские люди так хотели личного счастья, что почти поголовно согласились на масштабный эксперимент разрушение государства и игру в наперстки с мошенниками, предложившими поделить общенациональное достояние. Мошенники, разумеется, выиграли и заказали беспрерывный праздник, который всюду можно наблюдать, но попасть почти нереально.
Нам все время показывают везунчиков то какието сумасшедшие призы во всенародно полюбившихся шоу, то астрономические суммы лотерейных выигрышей, то спор за миллион, то "Алчность" как естественное проявление человеческой натуры:
"Повезет, обязательно повезет!", вдалбливают в головы жителей нищей страны, где больше всего повезло жуликам, изменникам и наглому ворью первым поспевшим к растаскиванию имущества под предлогом, что "все разрешено, что не запрещено".
Но ведь не повезет! Рассудок должен сказать: "Бессмысленно надеяться на везение. Надо работать, жить и не верить этим сказкам, которые лезут в глаза, А там как Бог даст". Но рассудок молчит, а праздник и торжество пьянства, всякого рода невоздержания и бесстыдства, по слову Иоанна Златоуста, втягивает в себя новые и новые поколения, превращая их в безумную толпу, в социальную труху, которой набита государственная оболочка. Конечно, на этом празднике везенья могут присутствовать ужасы наших дней, но они здесь ненатуральны и скорее говорят о том, что вся жизнь театр, и только так ее стоит принимать. Черный юмор заполняет страницы массовых изданий. И чувство беды притупляется. Вслед приходит катастрофа утратившей волю к сопротивлению личности, утратившей чувство опасности нации. Здесь кровь что водица. Импортные модели поведения говорят: ударь человека ломом по голове и даже синяка не будет. И сам ты можешь получить ботинком в пах, и все пройдет через секунду. Не оттого ли тяжкие телесные повреждения стали так распространены в разборках молодежи? Не отсюда ли жестокость когда и своя, и чужая жизнь ценятся по меркам голливудского боевика? Не отсюда ли размножение разного рода маньяков, которые прежде не могли и мечтать о таком празднике насилия?
Молодым говорят: "Бери от жизни все!" И они пытаются брать, когда нет на то никаких возможностей ни самим заработать, ни у родителей выпросить. Тягостное ощущение отстраненности от всеобщего веселья (которого в действительности нет), собственной неуместности на этом празднике жизни порождают у молодого человека либо сомнения в своей полноценности, либо криминальную агрессию, которая заканчивается по правилу: "жил красиво, но недолго".
Молодым людям откровенно проповедуют и на телевидении, и в прессе, и в уличной рекламе фривольное поведение в отношениях между полами. Свободная любовь, сексуальная революция кончаются для них венерическими болезнями, сверхранними абортами и бездетностью, в более зрелом возрасте распавшимися семьями и брошенными детьми. На веселом фестивале распущенности беспрерывный и бесстыдный флирт и престиж неприкрытой демонстрации половой потенции. За его фасадом необходимость начинать разбитую жизнь сызнова, застойное одиночество, ощущение никчемности.
Куда ни глянь, все вокруг чужое и везде демонстрируются радостные лица. Приглашают на дорогостоящие курорты, предлагают "дешевое" жилье, зазывают купить замечательные автомобили. Тут шикарная косметика, средства для повышения потенции, лазерклубы, дискотеки. И на все предлагается смотреть со стороны. Чтобы потом, насмотревшись, устроить праздник на своем уровне доходов либо залить глаза водкой, либо излить агрессию на такого же несчастного. В лучшем случае подготовить себя к язвенной болезни, употребив "пепси" с чипсами. Праздничный настрой не может не обходиться без избранных шуток И такой шуткой стал всеобщий "голубой" комплекс, когда мужские отношения оцениваются только в терминах "лечь под" и трактуются как гомосексуальные влечения, над которыми добродушно похохатывают. В результате тотальному изничтожению подвергается дружба и братство, без которых трудно мыслить, например, полноценную армию, спортивную команду, трудовую артель.
Постоянное снижение барьеров в применении жаргона и сквернословия доходит до того, что сближение людей непременно сопровождается упадком уровня их общения до самой отвратительной брани. Не случайно наша армия влачит столь жалкое существование "праздник непослушания" в языке навлекает на головы людей в погонах самые ужасные проклятия. Возможно, и в семейной жизни у нас столько нестроений, коль скоро каждый кирпич будущего дома, где жить русским семьям, осквернен "трехэтажными" ругательствами строителей. А каким отвратительным сленгом забит российский Интернет: за десять лет усилиями режиссеров этого гульбища на пепелище выросло поколение, которое уверено, что пиво полезно, курение невредно, наркотик любопытно а лыжная прогулка просто что-то стыдное, о чем и говорить нельзя. В этом навязанном настрое легко угадывается будущее нездоровье, сулящее тяготы хронических болезней и преждевременную смерть. За "безвредными" атрибутами веселья физические и психические страдания, тяжкое похмелье и опустошение души.
Поколение "постперестройки" даже не осознает, что не празднует, а лишь созерцает праздник, наслаждаясь иллюзией и влюбившись в нее. Для него именно эта иллюзия и есть "демократические ценности", которыми ведущие политики обещают не поступиться. И это поколение именно тот "контингент", который нужен антинациональной власти масса, толпа, не чующая под собою страны, истории, традиции; не знающая долга, чести, совести. Это наша беда, несчастье России рожденная либеральной демократией чернь, требующая новых и новых зрелищ. За пределами молодости этот сброд станет угрюмой массой разочарованных и отброшенных на обочину пауперов лиц без отечества, профессии, семьи, здоровья, а порой и без жилья и куска хлеба.
Экранизированный и растиражированный миф о празднике жизни пропагандирует такой стиль жизни, который заведомо ведет к личному несчастью (не говоря уж о несчастье общественном). Никто не сообщает молодому человеку, что счастье для него может быть связано лишь с устойчивой семьей и верностью супругов. Что деньги нельзя выиграть, а можно лишь заработать (даже украсть уже нельзя, потому что все уже украдено), а для этого нужны упорное овладение тонкостями профессии и верность этой профессии. Что досуг приносит радость только тогда, когда он не равен разврату. Что здоровье дается лишь один раз и сохраняется только здоровым образом жизни без спиртного и курева, без наркотиков и ночных развлечений. Что истинное счастье состоит в служении, в вере, в верности. Что истинная свобода не в праздничном распутстве, а в высоком полете мысли, в возвышении духа, в познании Христа.
К 2010 году, если все будет идти как идет, новое потерянное поколение столкнется само с собой по одну сторону баррикад бессильная и бесцельная злоба, по другую равнодушный полицейский механизм со средствами "демократизации" на вооружении. Чтобы спастись от этой кажущейся уже неизбежной перспективы, мы должны заставить власть прекратить разгульный праздник и объявить программу национального выздоровления, очищения от ложных ценностей, возвращения к православным ценностям. И только в этом случае прогноз президента перестанет быть шуткой в ответ на не очень умный вопрос. Мы не станем поголовно счастливы. Но не будем и беспросветно несчастны.