На главную страницу |
|
Главная страница номера |
18 апреля 1242 года на льду Чудского озера ("на Узмени, у Вороньего камня") произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином (по-русски "свиньей"), пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. "И гнались за ними, избивая, семь верст по льду". Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество "чуди" и 400 (в другом списке 500) немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. "И возвратился князь Александр с победою славною, - рассказывает Житие святого, - и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "Божьими рыцарями". Рассказ об этой битве имеется в так называемой Ливонской рифмованной хронике (конец XIII века).
Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия латинства. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.
Ледовое побоище вместе с Невской победой дало полное торжество Православию над происками против него со стороны папы и надолго остановило наступательные движения против нас шведов и немцев в самые горестные и трудные годы русской жизни
В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными и возвращены все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: "Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу - от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили - готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите".
Потерпев поражение на поле брани, римская церковь решила уже другими, дипломатическими средствами подчинить себе русские земли. В Новгород прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия IV.
Папа прислал к Александру Невскому двух своих знатнейших вельмож - кардиналов Гольда и Гемента с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со своим русским народом в латинство.
Хитрые кардиналы, вручив Александру папское послание, помеченное 8 февраля 1248 года, стали, разумеется, всячески его уговаривать перейти в латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ от татар.
На это Александр, до глубины души возмущенный таким предложением, грозно отвечал им: "Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянныя. От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык и да начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его и на небеса всшествия, и до царствия Великого Константина, и до первого Собора и до седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем".
В этом ответе Александра надлежит видеть отнюдь не какую-то его ограниченность. Нежелание вступать даже в прения с папскими легатами означало нравственный, религиозный и политический выбор князя. Он отказывался от возможного союза с Западом против татар, потому что, наверное, слишком хорошо понимал, что на деле Запад ничем не сможет помочь Руси; борьба же с татарами, к которой призывал его папский престол, может стать гибельной для страны.