На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Виталий Николаевич Илюшкин
Высокогорная крепость Тусхорой в Чечне защищена отвесными скалами и труднодоступными высотами. Сам палаточный городок Итум-Калинского пограничного отряда надежно прикрыт со всех сторон непрерывными линиями траншей и огневых точек
В один из дней я и мой родной брат Петр (он офицер-пограничник) пошли осмотреть один из секторов линии обороны Был конец марта Горы вокруг уже начали одеваться в нежно-зеленый покров, только на горизонте, за дымчатой пеленой сиреневого тумана, виднелись снеговые вершины Внизу в долине, сверкала серебром извилистая нитка Аргуна.
Еще издали мы увидели силуэт "бэтээра", наполовину сокрытого в земляном капонире, и стоящего рядом бойца с автоматом Вид у этого крепко сбитого паренька был довольно уставший Он внимательно смотрел на нас, прищуривая на неярком мартовском солнце серо-голубые глаза
"Рядовой Матюшенко, - представился пограничник, - нахожусь на боевом дежурстве".
Мы поздоровались, и я пожал его натруженную, в сбитых мозолях и ссадинах руку Во всем облике воина ощущалась степенность и сдержанность, присущая истинно крестьянскому парню Я спросил, знает ли он кого-нибудь из Волгоградской области, откуда я сам родом На что солдат. слегка улыбнувшись, ответил
- Я и есть волгоградец. Может, слышали про совхоз "Белые пруды" Даниловского района1'
Мы с братом переглянулись
- Да ты, оказывается, наш кровный земляк, - разговор принял более задушевный характер
Евгений, так звали нашего собеседника, прибыл сюда, в Аргунское ущелье, 22 июня 2000 года. Его боевая задача - вести наблюдение и не допустить внезапного прорыва боевиков. Рядом с бронетранспортером располагался небольшой блиндаж, где жил расчет боевой машины
- Дежурим, сменяя друг друга, - сказал боец. На вопрос "Как с питанием7" - Женя коротко ответил "Дома лучше".
Конечно, мы уже знали, что пища у солдат скудноватая, остро не хватает витаминов, а значит, овощей и фруктов, практически нет молочных продуктов. От всей этой "диеты" любая ссадина превратится в кровоточащую язву.
Но Евгений стойко, не жалуясь, переносит все тяготы воинской службы И здесь примером ему является отец. Со слов пограничника мы узнали, что Василий Васильевич Матюшенко в бытность сам служил на образцово-показательной заставе, на иранской границе. А вообще, он большую часть жизни проработал в совхозе механизатором.
Мама солдата Валентина Васильевна работает техничкой в сельском клубе. Кроме Жени, в семье еще двое детей. Старший сын Юра служил десантником под Санкт-Петербургом. Сейчас он работает милиционером патрульно-постовой службы. Средний сын Дмитрий - студент, Политехнического университета. Оба женаты и имеют детей.
- А как у тебя обстоят дела с невестой7 - спросили мы Евгения
- Девчонок знакомых много, ну, а невесты пока нет, - смущенно ответил воин.
После школы Женя закончил Даниловское профессиональное училище механизаторов. А из школьных лет ему особенно запомнилась классная руководительница Галина Федоровна Костенко, которая преподавала русский язык и литературу.
После окончания ПУ, осенью 1999 года, физически крепкий хлопец был призван в погранвойска и попал в учебный отряд в город Кропоткин, где освоил специальность водителя бронетранспортера.
А пока солдат ел курсантскую кашу и потел на марш-бросках, в Аргунском ущелье, в тылу у боевиков, высадились десантно-штурмовые группы пограничников и выставили свои заставы вдоль грузинской границы.
Узнав об этом, Евгений сам подошел к командиру и попросил, чтобы его направили служить в Чечню. Так он попал в Итум-Калинский пограничный отряд.
- Я всегда не понимал тех, кто "косит" от армии. Считаю, что через военную службу должен пройти каждый уважающий себя мужчина, - сказал Женя.
- Чем собираешься заниматься после службы? - спросили мы бойца.
- Видите ли, - сказал он, помолчав, - я бы рад поработать и дома, да в нашем СПК трудно сейчас найти работу. Может быть, пойду в милицию.
Мы еще не раз навещали своего земляка на его огневом рубеже. В одной из таких встреч Женя признался, что очень соскучился по родной стороне. Особенно ему хотелось бы увидеть маму.
- Я нахожусь тут, чтоб охранять покой своей семьи, - сказал он. И достав из внутреннего кармана промасленного бушлата письмо, аккуратно расправил его и прочитал. "…Женя, хоть очень и трудно будет, терпи, мой миленький, лишь бы живой был и здоровый. Ждем с нетерпением, храни тебя Бог! Твоя мама".
А пока наш Евгений остается там, у своего "бэтээра", в полной боевой готовности защищать свою семью и нас с вами, дорогой читатель.
Будем же благодарны Евгению Матюшенко за его честный ратный труд и низко поклонимся его матери Валентине Васильевне и отцу Василию Васильевичу, вырастивших и воспитавших трех прекрасных граждан нашей Православной Родины - России