На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Андрей Викторович Полушин, Владимир Павлович Лапишкин
"Мы беседовали с духовником монастыря, и он рассказал такое таинственное откровение одному святому отцу", - в тиши ночной келий слова иеромонаха Давида как будто звучат с особенной силой. - "Его взору предстала река, которая имела стремительное течение. Волны бурлили, изображая из себя языки пламени. В пенящихся волнах неслось множество людей. Некоторых волны накрывали с головой, другие силились выныривать. Но река заканчивалась огромным обрывом, и все плывущие низвергались глубоко вниз, откуда уже шли какие-то страшные звуки, нечеловеческие. По водам этой реки плыли некие ладьи, в которых восседали подобные ангелам юноши в белых одеяниях. Они протягивали руки к этим утопающим людям, и кто протягивал руку в ответ, тех они вытаскивали в лодки. Эти юноши - помощь Божия, действующая через благодать Святого Духа и ангелов-хранителей наших, которые призывают нас к Истине".
Наша дорога на Валаам началась в Петрозаводске. Территориально этот остров в Ладожском озере относится к Карелии, и здесь в столице республики мы пытались найти ответы на тревожные сигналы, раздававшиеся в последнее время в центральной прессе. Речь в них шла о том, что существует некая концепция развития туризма на Валааме, активно обсуждаемая в кабинетах правительства Карелии, по которой остров вскоре может превратиться в место, где молитва будет соседствовать с пьяным пением под гитару колокола - с дискотекой, иконы - с игровыми автоматами. Для развития такого туризма на Валааме создано Общество с ограниченной ответственностью "Туристический центр Валаам", за спиной которого стоит западная компания "БМБ ДС трейдинг корпорейшен".
Тут бы призадуматься. А какое отношение западная фирма может иметь к православной святыне? Но в правительстве Карелии в ожидании щедрых инвестиций головы ломать не стали. И вот в кабинете у министра госсобственности Мухина проходит совместное совещание чиновников и бизнесменов. Из протокола: "Ускорить процесс решения вопроса о выделении в аренду ООО "Туристический центр Валаам" земельного участка в Никоновской бухте... в целях скорейшего привлечения возможных инвестиций на его обустройство", "Рассмотреть и подготовить предложения по тексту договора о совместной деятельности".
В проекте вышеупомянутого договора указано: "...помещение зимней гостиницы (это та самая, где останавливался писатель Иван Шмелев. - Прим. автора), а также мансардные и подвальные помещения передаются 000 "Туристический центр Валаам" с размещением в ней комплекса услуг для обслуживания туристов: кафе, бар. комнаты отдыха и прочее".
"Настоящий договор заключен на срок 49 лет". Ничего не скажешь - широкий размах у "БМБ СД трейдинг корпорейшен". В бизнес-плане уже заложена планово-суммарная прибыль за сезон - 100 тысяч долларов.
Незадолго до нашей поездки в Петрозаводск на подворье Валаамского монастыря под Петербургом игумен обители архимандрит Панкратий с тревогой отзывался о планах карельских чиновников:
- С таким бизнес-подходом у нас серьезные противоречия. Святейший Патриарх, священноигумен нашей обители, тоже призывает нас внимательно следить за этими процессами, которые, к сожалению, все-таки происходят. Валаам рискует превратиться в развлекательный туристический центр. Мы же выступаем за то, чтобы наша православная святыня возрождалась. И Валаам стал северным Афоном, каким он и был в прошлом.
Слова игумена подхватывает стоящий рядом благочинный обители иеродиакон Савватий:
- Если на Валааме создать зону для развлечений, для увеселений: кафе, бары, дискотеки, казино и прочие удобства, которые сопровождают так называемый туристический бизнес, то можно разрушить хрупкую экологическую систему острова. Об этом говорит печальный опыт Кижей. когда нерасчетливое желание максимально получить выгоду привело к тому, что многие исторические объекты приходят там в разрушение и не подлежат восстановлению.
Испокон веков на Валааме жили только монахи. Только к концу советско-финской войны, когда остров отошел к СССР. они вынуждены были его оставить. В опустевшем соборе сделали овощной склад. В покинутых келиях разместили школу боцманов и юнг. А после Великой Отечественной войны - дом инвалидов.
В 70-х здесь был открыт музей. На остров потянулись "пьяные" пароходы с туристами. Некогда одна из самых почитаемых на РУСИ святынь приходила во все большее запустение.
Монахи вернулись па остров после полувекового перерыва в 1989 году Очевидец этих событий Владимир Вениаминович Карлин рассказывал:
- Был поселок взбудоражен. Ходили разные слухи, что монахи все отберут, жителей выгонят. Поселили их в дом, который использовали как морг. Все было очень негативно со стороны местных властей. Надо было все перетаскивать в мороз, руки примерзали - там были металлические вещи. Но это не смутило монахов. И главное, что я потом осознал, когда принял веру был крещен, - это состояние внутреннего делания, внутреннего подвига.
От трудностей, связанных с возрождением монашеской жизни на острове, вернемся к их сегодняшним заботам. Случайно или нет, но грандиозные коммерческие планы карельских чиновников и бизнесменов совпали по времени с попытками дискредитации Валаамской обители в прессе.
Особым нападкам подвергся дом для переселенцев с Валаама, построенный по инициативе монастыря в городе Сортавала. Казалось бы, что плохого можно увидеть в том, что людям, живущим без элементарных удобств, предоставили благоустроенные просторные квартиры. Однако увидели. Издательство "Время новостей" сообщает: "Согласие, как выяснилось, у переселенцев буквально выбивается. А одним абзацем ниже еще один убийственный пример безжалостности монахов: "Самая серьезная проблема - это трудоустройство. Никто из бывших островитян не знает, где на материке можно найти работу.
В Сортавалу мы отправились для того, чтобы на вертолете, летающем на остров один раз в две недели, попасть на Валаам. Но сначала заглянули в дом для переселенцев. Очень хотелось посмотреть на "избитых монахами, безработных переселенцев, живущих, плюс ко всему в плохо построенном доме. Зашли наудачу в первую квартиру, где горел свет.
- Легко было найти работу, когда вы переселились с Валаама? - спросили у хозяина Владимира Валентиновича Борисова.
- В принципе да. Когда искали, так даже предлагали Ничего сложного не было. В доме даже вывески висели со службы занятости.
- А жилищные условия Вас устраивают?
- Естественно. Одно дело благоустроенная квартира, туалет, ванная, горячая вода или дрова, да один туалет на два этажа, как было там.
- Вы поддерживаете программу духовного возрождения Валаама, из-за которой, собственно, оказались сейчас на материке?
Этот вопрос мы задали уже в другой квартире Юрию и Светлане Чукуровым.
- Целиком и полностью. Дело в том, что людям на Валааме жить без элементарных бытовых условий практически невозможно. У меня жена - инвалид 2-й группы, и даже такие простые дела, как воду принести, для нее серьезная проблема. А это на Валааме все надо делать самим. А здесь тебе все дали - пожалуйста.
- И горячая вода, и отопление - подхватывает хозяйка, - да в общем много преимуществ. А там у нас была только печка, мы дровами топили.
- Вы считаете, что остров должен принадлежать монахам?
- Да, конечно. Там должны те люди жить, которым принадлежал Валаам. Священное для православного мира место Валаам.
Надежду Ивановну Редуту мы повстречали уже на улице, когда она торопилась на работу:
- Здесь свет не отключают, вода постоянно есть, - рассказывает Надежда Ивановна о своей жизни на новом месте.
- У вас здесь какая квартира?
- Двухкомнатная.
- А большая семья?
- Мы с мужем. И сын у меня живет здесь же рядом во втором подъезде. У него сын, жена и тоже двухкомнатная квартира.
Но, как оказалось, ложь вокруг переселенцев - не единственная проблема. Комендант дома Вячеслав Вячеславович Труфанов жалуется.
- Наш дом город не хочет брать на баланс. ЖЭК говорит - не приму есть недостатки. Хотя вроде никаких недостатков и нет. Все нормально. И здесь что получается:
когда прорыв какой - начинаешь бегать то в одну контору то в другую и везде слышим: "Этою мы не делаем. Это все ПМК". ПМК говорит, что мы уже все сдали. Кому сдали, куда сдали - неизвестно. Вот и бегаешь тут.
Почему же городские власти проявляют такое, мягко говоря, странное отношение к новому дому? Построенный на равных долях федеральным центром, Карелией и "Фондом единства православных народов" он, казалось бы, должен только радовать местное начальство. Тем более, что сами они жилье давно не сдают, а в новом доме квартиры получили не только валаамские переселенцы, но и некоторые сортавальские очередники. Да ведь и сам поселок Валаам входит в территориальное образование - Сортавала. Его жители имеют городскую регистрацию и забота о них - прямая обязанность местных властей.
Депутат городского собрания Сергей Васильевич Рыжков недоуменно разводит руками: "Я сам не понимаю, для чего это делается? То ли в пику Валаамскому монастырю, то ли из-за нежелания озадачивать себя дополнительной работой, когда все до лампочки. Скорее всего именно второе, потому что за последние годы городское хозяйство практически полностью развалено".
И все же позволю себе не согласиться с депутатом. Похоже, что светских жителей Валаама, живущих на острове или уже перебравшихся на материк, пытаются сделать своей разменной картой те, кто не хочет вернуть остров монахам и вынашивает свои планы насчет этой православной святыни. Какие это планы? Вероятно, те, что с успехом реализуются сегодня в самой Сортавале.
Раньше город носил другое имя - Сердоболь. Основанный в 1632 году, он был переименован только в 1918 году, когда на короткое время отошел к Финляндии. В 1940 - историческая справедливость была восстановлена, но никому из властей предержащих так и не пришло в голову вернуть городу старое название. А зовись он Сердоболь, может, и действительно болело бы сердце за то, что творится вокруг. Дело в том, что за последние годы Сортавала превратилась не только в оплот сектантства, но и проституции. Сюда, для поиска развлечений, дешевой водки и сигарет, любят наведываться финны. До границы-то - рукой подать.
Едем в ее сторону. Слева от дороги выстроились, как солдаты на плацу, девицы, торгующие своим телом. Хотя слово девицы здесь, конечно, не подходит. Справа - вереница машин с финскими номерами. Для них граница с Россией открыта настежь. Для нас, войдя в шенгенскую зону, Финляндия оставила только узкую щелочку. Нужны визы. Впереди, у контрольно-пропускного пункта, возвышаясь над иномарками, застыл лесовоз с необработанным лесом. Таких лесовозов, спешащих в сторону финской границы, мы повстречали немало на дорогах Карелии. В эпоху дикого, неуправляемого рынка, когда леспромхозам стало выгоднее посылать лес за границу в необработанном виде, они в таком виде и стали его отправлять за кордон, а не поставлять нашим предприятиям. Некогда знаменитый своими клюшками и лыжами Сортавальский мебельно-лыжный комбинат, на котором работало более двух с половиной тысяч человек, в нынешнем состоянии представляет жалкое зрелище. На нем удержалось не более двух сотен человек. С грехом пополам пыхтят два цеха да несколько мелких производств.
У самой границы - символ современной России - живительный источник подпитки золотого миллиарда - бензозаправка, появившаяся здесь благодаря мэру Сортавалы Варья. Теперь финны могут заправлять свои машины дешевым российским, бензином прямо у границы.
Кстати, Варья собирается контролировать также всех приезжающих на Валаам. Поэтому паломническую службу монастыря, доходы от деятельности которой идут на восстановление разрушенных храмов, администрация воспринимает как своего конкурента.
Существуют проекты, по которым в судоходных бухтах Валаама будут устроены "входные зоны". Путь следования паломников может может превратиться в один сплошной рынок".
Когда монахи, узнав об этом, начали бить в набат, Варья первый закричал: "Держи вора!", обвинив монастырь в том, что он, дескать, "благословил" выпуск водки "Седой Валаам". В ответ на эту клевету игумен Панкратий подал в суд. Но пока "суд да дело", сортавальский бизнес интимных услуг для интуристов продолжает набирать свои обороты, втягивая в него все большее число неокрепших душ.
И как видно, одной Сортавалы дельцам уже мало. С такими грустными мыслями мы и отправились дальше, на Валаам.