На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Отступление или паническое бегство

Николай Сергеевич Леонов

    Человеку свойственно надеяться. Искренне надеялся и я, ког-да на пост Президента России был избран В.В. Путин, что, слава Богу, наконец, "Россия вспрянет ото сна" после разорительного, пьяного дебоша-разбоя, учиненного его предшественником на русской земле. Один из очень популярных поэтов-певцов, разделяя мои надежды, говорил: "Я верю в Путина хотя бы потому, что он офицер-чекист и потому, что он православный человек". Мы искали, старались находить всякие оправдательные причины для объяснения тех президентских шагов, которые явно не стыковались с нашими надеждами и ожиданиями, а были продолжением прежней беспорядочной горбачевско-ельцинской политмешанины. Все чаще и чаще за президентским фасадом мы не только чувствовали, но и зримо видели мощное антинациональное лобби-клан людей, озабоченных только одним: пожиранием национального богатства страны и сохранением благоприятных условий для этого пиршества. Наши надежды начали таять, как пар от паровозного свистка, хотя не прошло еще и двух лет с момента вступления В. Путина на высший пост в государстве. Сейчас уже в каждой семье, в любой посиделке, при встрече с друзьями люди, у которых не атрофировалось национальное сознание, неизменно задают недоуменные вопросы: "Что случилось с В. Путаным, обещавшим восстановить достоинство и величие России как державы, укрепить государственность, возродить патриотизм и... страшно подумать... идеологию?", "куда девались велеречивые рассуждения о многополярности мира?", "почему мы, понурив голову и опустив хвост, покорно тянемся за распоясавшимся техасским ковбоем, путающим Иран с Ираком, а инфляцию с дефляцией?".
    Чувства глубокого унижения, испытанные нашими согражданами в ходе Зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, пробудили во многих сердцах, далеких от политики, понимание реального положения, до которого докатилась Россия как следствие непрестанного пятнадцатилетнего отступления не только от своих геополитических или национальных интересов, но и забвения таких понятий, как честь и достоинство нации.
    Почти одновременно с олимпийскими затрещинами оглушительную оплеуху закатил Российскому государству и Ватикан, объявивший нашу страну своей церковной провинцией с четырьмя епархиями и самостоятельным митрополитом-гауляйтером. И все это сделано без спроса, без консультаций, а просто - в режиме уведомления. И трудно понять, кто в данном случае действует нахальнее: Святой Престол, в своем миссионерском запале старающийся "побраконьерствовать" на канонических территориях Русской Православной Церкви, или государство Ватикан, грубо вмешивающееся во внутренние дела пока еще числящейся в суверенных государствах России? Наша власть явно растеряна, деморализована, на нее жалко смотреть. Она давно забыла, что такое национальное достоинство и честь.
    Президент страны посылает приветственно-поздравительное послание Президенту МОК по случаю закрытия Зимней Олимпиады, когда в сто раз вернее было бы сохранить осуждающее молчание, ибо столь скандальной, грязной во всех отношениях Олимпиады не было со времени возобновления Олимпийского движения.
    А чем лучше Министерство иностранных дел, которое, получив от Ватикана 4 февраля уведомление о начале духовной колонизации России, не нашло в себе элементарного профессионального мужества дать решительный и однозначный отпор нелепым притязаниям? Вместо этого оно постаралось перевеста стрелки в сторону Русской Православной Церкви: "Вот, мол, согласовывайте с ними этот вопрос!". Типичный образчик отфутболивания, чтобы сохранить чистенькой свою дипломатическую манишку, хотя простейшая угроза отказа во въездных визах новым катехизаторам уже решала проблему.
    Когда-то в средние века один король, проигравший решающее сражение, сказал: "Все потеряно, кроме чести!" и одним этим вошел в историю. Россия не может позволить себе и этого. Вернее, российская власть. Это уже страшно.
    В обществе стали открыто говорить о начавшемся новом этапе геополитического отступления России, все признаки которого налицо. Во времена первого, горбачевского, СССР добровольно сдал все свои позиции в Европе, Азии и Америке в детской надежде, что нас в обмен на это интегрируют в "цивилизованное сообщество". Все помнят, что из этого вышло.
    При Ельцине Россия делала вид, что она великая держава, а Запад делал вид, что он в это верит. А тем временем шло разрушение страны по всем азимутам. Амплитуда катастрофы была огромной: от развала СССР до физического обнищания и морально-нравственной деградации каждого ее гражданина. Благополучно осуществлялась подготовка к новому, нынешнему этапу геополитического отступления, начавшемуся после событий 11 сентября 2001 года и смахивающего скорее на паническое бегство.
    После злополучных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда Буш в коммунистическом духе заявил миру: "Кто не с нами, тот против нас", российская власть оказалась, по существу, парализованной. У нее не хватило интеллектуального багажа, политической воли, даже простой выдержки, чтобы выработать взвешенную позицию перед лицом новых вызовов. Как и раньше, решения принимались волюнтаристски, без стратегических просчетов, под давлением сиюминутных факторов. Прошло всего полгода после сентябрьских взрывов в США, а как неузнаваемо изменилась Россия и мир вокруг нее. Россия стала публично третируемой страной, которая еще надеется путем все новых и новых уступок заслужить снисходительность новых властелинов мира. И власть, похоже, и не догадывается, что эта расчеты ни на чем не основаны.
    Если говорить откровенно, то Россия выступила в роли сводницы, которая ввела богатого дядю Сэма в среднеазиатский гарем, где изнывавшие от своей ненужности политические жрицы любви с восторженным визгом встретили своего нового покровителя. Их союз теперь не разлить водой. Когда я вижу на телеэкране лицо русского министра обороны С. Иванова, уверяющего нас, что американцы уйдут через 10 месяцев из Средней Азии, то мне хочется погладить его по головке и сказать: "Сереженька, дорогой, с такими наивными взглядами на мировую политику и на США Вам лучше заняться разведением цветов или кроликов!". А ведь тоже выходец из разведки, как и я. США одним рывком, без жертв и затрат, оседлали тыл России, Китая, Ирана, взяли под свой контроль центр Евразийского материка. О таком геополитическом успехе наверняка не мечтали даже самые отмороженные авантюристы в Пентагоне. Теперь осталось прибрать к рукам Закавказье, где работа в этом направлении уже активно ведется. Грузия говорит, а Россия не опровергает, что в возможных операциях в Панкисском ущелье могут принять участие часта спецназа США. Юг страны оголен и беззащитен. С Запада надвигается неотвратимо вал НАТО. С уходом в этот блок прибалтийских стран мы уже окончательно смирились, но ведь настанет и час Белоруссии, если мы будем, как сейчас, волынить с созданием союза наших народов.
    Через какую бы лупу я ни всматривался сейчас в хитросплетения мировой политики, я не могу увидеть никаких мало-мальских приобретений России за все эта уступки. Не считать же за таковые туманные намеки на возможность принятия в будущем в члены НАТО на положении подносчика патронов без права голоса при решении главных вопросов или обещания посодействовать в приеме во Всемирную торговую организацию, нужную нам как репей в хвост собаке. Нам не скинули ни одного доллара долгового бремени, не повели даже ухом на наш уход с баз на Кубе и во Вьетнаме, по-прежнему продолжают жестко прессовать Россию в вопросе так называемой свободы слова.
    Нет ни явных, ни хотя бы вразумительных причин, способных объяснить такое паническое отступление России на всех внешнеполитических фронтах. Можно предположить, что все мы сдаем в расчете получить политическую передышку в чеченском вопросе, заручиться хотя бы пассивным согласием Запада на сохранение территориальной целостности России в ее нынешних конституционных рамках. Да, Чечня оказалась гораздо более глубокой трясиной, чем казалось в период провозглашения лозунга "Будем мочить в сортире!" и, для того, чтобы изолировать это террористическое гнездо, приходится идти на болезненные уступки. А вот стоит ли такая овчинка такой выделки, надо еще серьезно подумать, хотя теперь уже поздно.
    В тяжелое для России время на посту министра иностранных дел оказался не просто посредственный, а бездонно серый чиновник. Люди такого сорта способны сочинять разлапистые, безразмерные ДОКТРИНЫ, никому не нужные и никого ни к чему не обязывающие. Но они не могут внятно объяснить общественности и всему народу, чем объясняются катастрофические неудачи российской внешней политики, где, в конце концов, лежит наш последний рубеж обороны. Мы не знаем, в какой точке координат мы находимся и в каком направлении будем двигаться.
    Но самые горькие мысли лезут в голову, когда начинаешь задумываться над ближайшей перспективой самой России. Галопирующие тарифные ставки на транспортные перевозки ведут к ослаблению региональных связей. Многие районы страны вообще обосабливаются в силу экономической невозможности жить полнокровной общенациональной жизнью. Возьмите Дальний Восток, всякий, кто там побывал, видел, что некогда "нашенский" регион все больше уходит в орбиту экономического притяжения Японии, Китая, Кореи. Бытовая техника, транспортные средства, одежда и продукты питания - все идет из сопредельных стран. Туда же отправляется правая и особенно "левая" продукция. Хронический энергетический кризис раздражает людей и вызывает недовольство центральной властью. Влияние Москвы становится все меньше и меньше. Кандидатуры Кремля на посты тамошних губернаторов чаще всего терпят поражение. Крепнет и обрастает зарубежными связями местная "элита". Не хочется, как говорят в народе, "накаркать беду", но не могу отделаться от опасений, что на нашем Дальнем Востоке может повториться вариант с отделением в свое время Бангладеш от Пакистана. Не приведи Господь такого развития событий!
    А что будет с Калининградской областью, которая вскоре окажется окруженной со всех сторон странами БЭС? Не грозит ли и ей такая опасность?
    И самое огорчительное, что не чувствуется в правительстве "собирательного инстинкта", а все больше видим стремление к дроблению, разделению, потерям. Хотелось бы ошибиться, но никак не получается.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU