На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Исторические корни католического экспансионизма

Виктор Николаевич Николаев

    Вряд ли найдется на свете другая мировая сила, сущность которой была бы такой простой, такой прозрачной и такой неизменной, как католическая церковь. На протяжении полутора тысяч лет она ставит перед собой одну и ту же нехитрую цель, которой подчиняет и каноны, и вероучение, и обрядовую практику, и дипломатию. Цель эта - установление папоцезаризма, сосредоточение в руках ее "понтифекса", т.е. римского папы, нитей, управляющих не только духовной, но и мирской жизнью паствы, взятие им на себя многих функций, которые традиционно считаются прерогативой светского владыки, или кесаря.
    Эта установка была подсказана обстоятельствами. В 395-м году Римская империя окончательно разделилась на две самостоятельные империи - Западную и Восточную (Византию). Западная империя продержалась всего 81 год и пала под ударами германских племен, Византийская же монархия существовала еще тысячу лет. Различие исторических судеб повлекло за собой и разницу в направлениях, по которым пошли Церкви в этих двух частях христианского мира. В Византийской империи светская власть безраздельно принадлежала императорам, и Церковь занималась лишь окормлением верующих и утверждением переданной ей от апостолов Христовой Истины. Иначе повела себя попавшая в иные условия западная Церковь, которая все дальше удалялась от этой Истины.
    Первопричиной ее эволюции было то, что на развалинах Западной римской империи сформировался феодализм с его политической раздробленностью. Население, еще помнившее о своей государственной монолитности, воспринимало эту раздробленность как факт, безусловно, отрицательный. Стремление европейцев к тому, чтобы снова обрести целостность, выражалось в короновании в качестве императора Карла Великого или в создании "Священной Римской империи германской нации" Отгоном Третьим, но это были более проекты, чем устойчивая реальность. Феодальный базис брал свое, и эти не соответствующие ему надстройки рассыпались. И вот тут-то роль объединительной инстанции взяла на себя Церковь. Чтобы эффективно сыграть эту роль, ей было необходимо сначала укрепить самою себя, т.е. провести серьезную реорганизацию. Уравновесить политическую децентрализацию могла только строго централизованная структура с железной дисциплиной, поддерживаемой вертикально выстроенной иерархией власти. Так возникла единоличная духовная власть папы над всеми епископами и беспрекословное подчинение ему всех католических монастырей. Вот начало всего. А дальше вступил в действие "эффект домино": одно нововведение, принятое из прагматических соображений, тянуло за собой следующие. Так возникли догматы и учения: о папской непогрешимости, об исхождении Святого Духа не только от Отца, но также и от Сына, о непорочном зачатии Девы Марии, о "сверхдолжных заслугах" и об индульгенциях.
    Думается, эта историческая справка поучительна именно сегодня, когда Ватикан пытается усилить свое влияние в России. Она показывает, что католицизм, как начал со стремления подчинить себе людей не только духовно, но и физически, так стоит на этом стремлении и сейчас. Сама по себе эта внутренняя установка была не таким уж грехом, но ради ее реализации, как мы только что видели, западной церкви пришлось то в одном, то в другом пункте отступать от апостольского духовного наследия, и в конце концов она ушла от него так далеко, что не может уже считаться носительницей Христовой Истины. Коготок увязнет - птичке пропасть. Таким увязшим в противоречиях коготком был папоцезаризм. Развивая свой прагматический подход, католическая церковь перестала представлять какой-либо интерес для "алчущих и жаждущих правды".
    В России, в отличие от теплохладного Запада, жаждущих правды еще много. И неужели католики думают, что соблазнят нас своими заигрываниями с "духом современности"? Ведь мы ходим в храмы, чтобы приобщиться к совсем другому Духу - Духу Царствия Божия, которое не от мира сего.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU