На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Со времени отпадения от Вселенской Православной Церкви ее западной части, церкви римской, прошло практически целое тысячелетие. За это время римская католическая церковь значительно отошла от Православия по целому ряду догматов и традиций.
Во главу этого скорбного списка следует поставить прежде всего догмат о главенстве римского первосвященника. Согласно этому учению папа является абсолютным главой Вселенской Церкви, в то время как православные считают, что главой Церкви является ее Основатель Христос.
Если Церковь сравнивать с пирамидой, основание которой находится на земле, а вершина ее - на небесах, то при подходе к организации Римско-католической церкви пирамида завершается на земле.
Считается, что папа непогрешим, то есть, в вопросах веры и нравственности он не может ошибаться и стоит выше, чем соборный разум Церкви.
В Православной Церкви мы знаем, что ни один самый авторитетный представитель нашей Церкви, кем бы он ни был, патриархом, епископом, выдающимся богословом, не может взять на себя такую ответственность - выносить какие-то вероучительные суждения. Истинность тех или иных богословских суждений определяется Соборным мнением всей Церкви.
Известны многочисленные случаи, когда папы впадали в еретические учения, в вероотступничество, отменяли или изменяли вероучения своих предшественников.
Римская церковь, вопреки строгим запрещениям II и последующих Вселенских соборов не вносить никаких изменений в Символ Веры, добавила в этот Символ слова "и от Сына", относящиеся к исхождению Святаго Духа. Это следующее неправославное учение Римской церкви. Согласно этому утверждению, Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Слова Священного Писания прямо указывают нам на обратное: "Дух истины, Который от Отца исходит" (Ин. 15, 26).
Древняя Церковь устами второго Вселенского Собора учит: Дух Святой исходит только от Отца. Под этим определением стоят подписи и представителей Римской церкви. Добавление ("филиокве") явилось одной из основных причин отпадения Западной церкви в 1054 году, а его принятие христианами, вслед за признанием вселенского главенства папы, до II Ватиканского собора использовалось римокатоликами в качестве обязательного условия при заключении уний. Учение об исхождении Святаго Духа от Отца и Сына противоречит Божественному Откровению и является еретическим.
Следующим неправославным догматом является учение о непорочном зачатии Божией Матери, то есть Ее освобождение от вины и скверны первородного греха при Ее рождении ввиду будущих заслуг Сына Божия. Тем самым Пресвятая Богородица как бы исключается из человеческого рода и вследствие этого родившийся от Нее Спаситель не мог полностью воспринять неповрежденную, человеческую природу Таким образом, приняв это лжеучение о непорочном зачатии Девы Марии, мы должны логически неминуемо прийти к тому, что искупление человечества совершено не Господом, а уже в Деве Марии произошло искупление человечества, и как бы становится не совсем понятно, для чего нужно было воплощаться и Господу.
Стоит добавить, что это учение католическая церковь провозгласила лишь в XIX веке.
В послании к Коринфянам апостол Павел говорит об огненной проверке, которой подвергнутся все человеческие дела, добрые и злые. "У кого дело", сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3,12-15). В словах "как бы из огня" римско-католическая церковь, помимо ада и рая усматривает существование промежуточной ступени - чистилища. С точки зрения католических богословов это место очищения, место временных загробных страданий. Но католик может избавиться от этих страданий, приобретя "индульгенцию", то есть послабление.
Индульгенция может быть частичным или полным освобождением от чистилищных мук. Например, если католик, заполучив полную индульгенцию, тотчас испустит дух, то ему открыта прямая дорога в рай. С XV века папы стали выдавать индульгенции не только живым, но и уже умершим людям по просьбе их родственников и друзей. Но чаще выдавались частичные индульгенции, в них четко прописывалось, на какой срок сокращаются чистилищные муки: 40 дней, год или 100 лет. Самый большой срок, на который когдалибо выдавалась индульгенция, - это 150 тысяч лет. Не правда ли, слегка попахивает торговлей?
Действительно, по католическому вероучению святые совершили гораздо больше добрых дел, чем это необходимо для спасения. Оставшийся "избыток" добрых дел римский понтифик по своему усмотрению может раздавать тем людям, у которых в добрых делах ощущается явный недостаток. Таким образом, Небесное Царство как бы выкупается.
Православной Церкви это совершенно чуждо, потому что мы убеждены, что никакими заслугами нам перед Господом никогда не оправдаться. Спасаемся мы, конечно, не в силу тех или иных наших заслуг, а в силу Благодати Божией, в силу милости Божией... Для нас важно то состояние духа, в котором будет человек на тот момент, когда он предстанет пред Господом. "В чем застану, в том и судить буду".
Возможно, благодаря нововведениям, принятым католичеством после обновленческого II Ватиканского собора, пустеют многие католические храмы Западной Европы, а Ватикан пытается наверстать упущенное в России. Но пусть помнят римо-католики, что Благодатный огонь на Святую Пасху как знак особой милости Божией неизменно, уже много столетий сходит лишь к православному Патриарху.