Если неторопливо, день за днем перечитать за один раз православный
месяцеслов, то окажется, что почти каждую седмицу календаря отмечается
память или святого, или иконы Божией Матери - "Казанской", "Донской",
"Черниговско-Ильинской", "Феодоровской" и других, связанных с
событиями борьбы и победы Православия над исламом. Напомним кратко
только о некоторых мучениках за веру Христову, пострадавших от
агарян. Все
даты указываются по старому стилю.
Мученик Иоанн Казанский пострадал в XVI
веке. Он был взят в плен казанскими татарами и сделан слугой царского
родственника Алей-Шнура. Господин хотел принудить его к отречению
от Христа и, увидев отказ, велел обезглавить. Татары изранили
его, нанесли сильную рану на шее и в таком виде оставили. При
наступлении ночи мученик пришел в чувство, оградил себя крестным
знамением и дошел до русского посольства, поддерживая голову.
Здесь причастился Святых Тайн и наутро скончался; весь дом наполнился
в это время необыкновенным благоуханием (память 24 января).
Святой благоверный князь Гeopгий (Юрий) Всеволодович
был великим князем Владимирским. При нашествии татар семья его
была сожжена в церкви во Владимире, а сам он пал в битве с татарами
на реке Сити в 1238 году. Он был обезглавлен, но совершилось чудо:
голова его, положенная во гроб, пристала к телу так, что не видно
было и следа отсечения. О святом Георгии повествуется, что он
был очень благочестив, милостив к бедным, врагов своих отпускал
от себя с дарами, соорудил много храмов и обителей (память 4 февр.).
Святитель Алексий, Митрополит Московский. При
нем Россия была под татарским игом. Исцелил жену татарского хана
Чанибека Тайдулу. За это она подарила ему землю в Московском Кремле,
где в память чуда ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь.
Скончался в 1378 г., на 86-м году жизни (память 12 февраля).
Перенесение мощей Михаила Черниговского (память
20 сентября). Он вместе с боярином своим Феодором
замучен в Золотой Орде по приказанию татарского хана Батыя
за то, что они не хотели пройти через очистительный огонь, разложенный
перед палаткой хана, и поклониться кумирам (1244 г.). Тела их
были брошены на съедение псам, но благочестивые русские христиане
тайно взяли их и перенесли в Чернигов.
Блаженный Василько, или Василий, был
князем в Ростове. В 1238 г. в войне с татарами Василько был взят
в плен. В плену ему было предложено вступить в службу к татарскому
хану Батыю; князь смело отверг предложение. Тогда татары бросились
на него с мечами и убили. Тело св. князя было брошено в лесу между
городами Кашином и Калязином. Там нашел его один благочестивый
человек и привез в Ростов, где в соборе оно и было погребено (память
4 марта).
Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани
в XVI столетии. Оба они были обращены в христианскую веру из татар
(память 24 марта).
Святой Иоанн Новый замучен турками в
1526 году, почему и называется Новым. В его время Константинополь
находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в
магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству,
но он оставался тверд. И вот, когда однажды вероотступники-соседи
начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им:
"Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя
и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю
как его самого, так и его веру". Решено было сжечь Иоанна, и он
со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей
и перенесли в соборный храм (память 18 апреля).
Священномученик Макарий I, Митрополит Киевский
и всея Руси. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть
место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор,
ограбленный перед тем татарами. На пути его убили татары (память
1 мая).
Преподобномученик Михаил Черноризец. Ему
отсекли голову по приказанию персидского царя. Жил в IX веке (память
23 мая).
Великомученик Георгий Новый был болгарином.
Жил в XVI столетии. В то время Болгария находилась под властью
турок. Турки стали склонять его к отречению от Христа и, когда
он не согласился, привели его к своему начальнику, говоря, что
он хулит их веру и закон. Начальник, со своей стороны, тоже склонял
Георгия к магометанству и за сопротивление приказал жестоко мучить
и затем сжечь (память 26 мая).
Великомученик Иоанн Новый. Св. Иоанн
жил в XIV веке в г. Трапезонте и занимался торговлей. Торговые
дела не мешали ему быть хорошим христианином. Однажды, когда он
плыл на корабле с товарами, капитан корабля, который был, по всей
вероятности, католической веры, вступая с ним в споры о вере,
не мог переспорить и решил погубить его. Пристав к г. Аккерману
(Аспрокастру), он явился к начальнику города, магометанину, и
сказал об Иоанне, будто бы он желает оставить христианскую веру
и принять магометанскую. Градоначальник призвал Иоанна и предложил
ему исполнить свое желание; но Иоанн сказал: "Избави меня Бог,
чтобы когда-либо я отрекся от Христа!" Градоначальник начал грозить
ему казнями, но Иоанн отвечал: "Руби, жги, вешай, бей, мучь меня,
как только можешь; я готов все перенести из любви ко Христу моему".
Тогда палачи начали бить его острыми кольями, так что тело его
кусками разлеталось по воздуху и кровь лилась ручьями; но Иоанн
благодарил Бога за то, что Он сподобил его омыть грехи своей собственной
кровью. Наконец, привязали его за ноги к хвосту коня и влачили
по улицам города. Над ним долго издевались и потом отсекли голову.
Ночью над телом Иоанна видели горящие лампады и трех ангелов,
которые пели и кадили, и оно было похоронено (память 2 июня).
Грузинский царь Арчил был усечен в 718
или 744 г. персидским полководцем; а Луарсаб,
царь Карталинский, удавлен персидским шахом Аббасом в 1622
г. (память 21 июня).
Преставление Романа, князя Рязанского.
Господь судил ему умереть за Христа в татарской орде в 1270 году.
Хан Темир присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали
язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали
уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа
было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь (память
19 июля).
Святой праведный Иоанн Русский. Будучи
русским (малороссом) по рождению, Иоанн прославился среди греков.
Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей
и в юные годы стал солдатом победоносной армии императора Петра
Великого. В войне 1711 года с турками в битве за освобождение
Азова доблестный воин попал в плен. Затем был переправлен в Константинополь
и продан оттоманскому начальнику конницы.
Изнывая под тяжестью турецкого ига, некоторые русские пленные отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был тверд в вере отцов даже до смерти, сколь его ни мучили и ни уговаривали, исповедник неизменно отвечал, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества.
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность Богу. Прославившись смирением, терпением скорбей, чудесами, русский раб вызвал к себе страх и уважение мусульман. В лето 1730 года 27 мая, чувствуя приближение смерти, Иоанн причастился Святых Тайн и почил в Бозе. Со слезами и благоговением жители Прокопиона - греки, турки, армяне - похоронили покойного русского раба в местной церкви святого великомученика Георгия. Впоследствии святой Иоанн прославился многочисленными посмертными чудесами и исцелениями. С 1951 года нетленные мощи праведника покоятся в великолепном храме в его честь на острове Эвбея в Греции. Все православные - и греки, и русские - возносят ныне хвалу святому: "…блаженне Иоанне, егда претерпел еси заушения и страдания, обаче веру соблюл еси непреобориму и отечества твоего не отпал еси, русский телом и Христов душею пребывая. Моли даровати Российстей стране благословение Божие, спасение чтущим тя, миру же всему умирение".
Так издревле повелось на Руси, что наш вероисповедный спор с мусульманами решался в первую очередь в области духа и состязания в проявлении взаимной любви к ближнему, а уж потом только силой оружия, причем православные выступали всегда как защитники или освободители единоверцев.
Естественно, что в условиях непрекращающихся браней с воинами ислама Русская Православная Церковь в лице своих Первоиерархов призывала русский народ крепко стоять за Веру и Отечество. Однако и много лет спустя православные пастыри с церковных амвонов в дни торжества православных святынь учат свою паству не воинственному отношению к иноверцам, а мирному состязанию в благих делах, опираясь при этом на генетическую память народа. Новомученик протоиерей Иоанн Восторгов проповедовал: "Просвещение совершается не одним словом, но и делом. Докажи магометанину, что твоя вера лучше, докажи не словами, а делами, чтобы ясно было, что христиане и добрее, и честнее, и трудолюбивее магометан, - тогда ясно будет, на чьей стороне правда. Наши благочестивые предки так именно и поступали".
По свидетельству церковных историков, много возвысилось христианство
в глазах мусульман чудесным явлением в 1579 году иконы Божией
Матери во граде Казани и проистекавшими от святыни чудесами. Православные
обрели душевную бодрость и укрепились в вере. Мусульмане чудесами
убедились в силе и правоте христианства. Установилось с тех пор
почитание всем русским народом иконы "Казанской Божией Матери".
Агаряне
- общее собирательное имя для арабов в древности