Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№12 2001

Мученики за веру Христову, от агарян пострадавшие

Леонид Евгеньевич БОЛОТИН

 

 Если неторопливо, день за днем перечитать за один раз православный месяцеслов, то окажется, что почти каждую седмицу календаря отмечается память или святого, или иконы Божией Матери - "Казанской", "Донской", "Черниговско-Ильинской", "Феодоровской" и других, связанных с событиями борьбы и победы Православия над исламом. Напомним кратко только о некоторых мучениках за веру Христову, пострадавших от агарян. Все даты указываются по старому стилю.

Мученик Иоанн Казанский пострадал в XVI веке. Он был взят в плен казанскими татарами и сделан слугой царского родственника Алей-Шнура. Господин хотел принудить его к отречению от Христа и, увидев отказ, велел обезглавить. Татары изранили его, нанесли сильную рану на шее и в таком виде оставили. При наступлении ночи мученик пришел в чувство, оградил себя крестным знамением и дошел до русского посольства, поддерживая голову. Здесь причастился Святых Тайн и наутро скончался; весь дом наполнился в это время необыкновенным благоуханием (память 24 января).

Святой благоверный князь Гeopгий (Юрий) Всеволодович был великим князем Владимирским. При нашествии татар семья его была сожжена в церкви во Владимире, а сам он пал в битве с татарами на реке Сити в 1238 году. Он был обезглавлен, но совершилось чудо: голова его, положенная во гроб, пристала к телу так, что не видно было и следа отсечения. О святом Георгии повествуется, что он был очень благочестив, милостив к бедным, врагов своих отпускал от себя с дарами, соорудил много храмов и обителей (память 4 февр.).

Святитель Алексий, Митрополит Московский. При нем Россия была под татарским игом. Исцелил жену татарского хана Чанибека Тайдулу. За это она подарила ему землю в Московском Кремле, где в память чуда ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Скончался в 1378 г., на 86-м году жизни (память 12 февраля).

Перенесение мощей Михаила Черниговского (память 20 сентября). Он вместе с боярином своим Феодором замучен в Золотой Орде по приказанию татарского хана Батыя за то, что они не хотели пройти через очистительный огонь, разложенный перед палаткой хана, и поклониться кумирам (1244 г.). Тела их были брошены на съедение псам, но благочестивые русские христиане тайно взяли их и перенесли в Чернигов.

Блаженный Василько, или Василий, был князем в Ростове. В 1238 г. в войне с татарами Василько был взят в плен. В плену ему было предложено вступить в службу к татарскому хану Батыю; князь смело отверг предложение. Тогда татары бросились на него с мечами и убили. Тело св. князя было брошено в лесу между городами Кашином и Калязином. Там нашел его один благочестивый человек и привез в Ростов, где в соборе оно и было погребено (память 4 марта).

Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани в XVI столетии. Оба они были обращены в христианскую веру из татар (память 24 марта).

Святой Иоанн Новый замучен турками в 1526 году, почему и называется Новым. В его время Константинополь находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству, но он оставался тверд. И вот, когда однажды вероотступники-соседи начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им: "Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю как его самого, так и его веру". Решено было сжечь Иоанна, и он со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей и перенесли в соборный храм (память 18 апреля).

Священномученик Макарий I, Митрополит Киевский и всея Руси. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути его убили татары (память 1 мая).

Преподобномученик Михаил Черноризец. Ему отсекли голову по приказанию персидского царя. Жил в IX веке (память 23 мая).

Великомученик Георгий Новый был болгарином. Жил в XVI столетии. В то время Болгария находилась под властью турок. Турки стали склонять его к отречению от Христа и, когда он не согласился, привели его к своему начальнику, говоря, что он хулит их веру и закон. Начальник, со своей стороны, тоже склонял Георгия к магометанству и за сопротивление приказал жестоко мучить и затем сжечь (память 26 мая).

Великомученик Иоанн Новый. Св. Иоанн жил в XIV веке в г. Трапезонте и занимался торговлей. Торговые дела не мешали ему быть хорошим христианином. Однажды, когда он плыл на корабле с товарами, капитан корабля, который был, по всей вероятности, католической веры, вступая с ним в споры о вере, не мог переспорить и решил погубить его. Пристав к г. Аккерману (Аспрокастру), он явился к начальнику города, магометанину, и сказал об Иоанне, будто бы он желает оставить христианскую веру и принять магометанскую. Градоначальник призвал Иоанна и предложил ему исполнить свое желание; но Иоанн сказал: "Избави меня Бог, чтобы когда-либо я отрекся от Христа!" Градоначальник начал грозить ему казнями, но Иоанн отвечал: "Руби, жги, вешай, бей, мучь меня, как только можешь; я готов все перенести из любви ко Христу моему". Тогда палачи начали бить его острыми кольями, так что тело его кусками разлеталось по воздуху и кровь лилась ручьями; но Иоанн благодарил Бога за то, что Он сподобил его омыть грехи своей собственной кровью. Наконец, привязали его за ноги к хвосту коня и влачили по улицам города. Над ним долго издевались и потом отсекли голову. Ночью над телом Иоанна видели горящие лампады и трех ангелов, которые пели и кадили, и оно было похоронено (память 2 июня).

Грузинский царь Арчил был усечен в 718 или 744 г. персидским полководцем; а Луарсаб, царь Карталинский, удавлен персидским шахом Аббасом в 1622 г. (память 21 июня).

Преставление Романа, князя Рязанского. Господь судил ему умереть за Христа в татарской орде в 1270 году. Хан Темир присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь (память 19 июля).

Святой праведный Иоанн Русский. Будучи русским (малороссом) по рождению, Иоанн прославился среди греков. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей и в юные годы стал солдатом победоносной армии императора Петра Великого. В войне 1711 года с турками в битве за освобождение Азова доблестный воин попал в плен. Затем был переправлен в Константинополь и продан оттоманскому начальнику конницы.

Изнывая под тяжестью турецкого ига, некоторые русские пленные отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был тверд в вере отцов даже до смерти, сколь его ни мучили и ни уговаривали, исповедник неизменно отвечал, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества.

Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность Богу. Прославившись смирением, терпением скорбей, чудесами, русский раб вызвал к себе страх и уважение мусульман. В лето 1730 года 27 мая, чувствуя приближение смерти, Иоанн причастился Святых Тайн и почил в Бозе. Со слезами и благоговением жители Прокопиона - греки, турки, армяне - похоронили покойного русского раба в местной церкви святого великомученика Георгия. Впоследствии святой Иоанн прославился многочисленными посмертными чудесами и исцелениями. С 1951 года нетленные мощи праведника покоятся в великолепном храме в его честь на острове Эвбея в Греции. Все православные - и греки, и русские - возносят ныне хвалу святому: "…блаженне Иоанне, егда претерпел еси заушения и страдания, обаче веру соблюл еси непреобориму и отечества твоего не отпал еси, русский телом и Христов душею пребывая. Моли даровати Российстей стране благословение Божие, спасение чтущим тя, миру же всему умирение".

Так издревле повелось на Руси, что наш вероисповедный спор с мусульманами решался в первую очередь в области духа и состязания в проявлении взаимной любви к ближнему, а уж потом только силой оружия, причем православные выступали всегда как защитники или освободители единоверцев.

Естественно, что в условиях непрекращающихся браней с воинами ислама Русская Православная Церковь в лице своих Первоиерархов призывала русский народ крепко стоять за Веру и Отечество. Однако и много лет спустя православные пастыри с церковных амвонов в дни торжества православных святынь учат свою паству не воинственному отношению к иноверцам, а мирному состязанию в благих делах, опираясь при этом на генетическую память народа. Новомученик протоиерей Иоанн Восторгов проповедовал: "Просвещение совершается не одним словом, но и делом. Докажи магометанину, что твоя вера лучше, докажи не словами, а делами, чтобы ясно было, что христиане и добрее, и честнее, и трудолюбивее магометан, - тогда ясно будет, на чьей стороне правда. Наши благочестивые предки так именно и поступали".

По свидетельству церковных историков, много возвысилось христианство в глазах мусульман чудесным явлением в 1579 году иконы Божией Матери во граде Казани и проистекавшими от святыни чудесами. Православные обрели душевную бодрость и укрепились в вере. Мусульмане чудесами убедились в силе и правоте христианства. Установилось с тех пор почитание всем русским народом иконы "Казанской Божией Матери".

 

Агаряне - общее собирательное имя для арабов в древности



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU