В Российской Федерации основное население - русские (85 процентов). Но при определении своей идентичности они оказались в сложном положении. Кто они? Государствообразующий народ или лишь одна из этнических групп? Русская нация нигде в Конституции не представлена и даже не упоминается. Сложилось неравенство субъектов Федерации в рамках России. Наша Конституция делит людей на областных и республиканских, и права у них совершенно разные. И на своих землях они все чаще ощущают свою беззащитность.
Более четырех лет длится конфликт между русскими и дагестанцами в Калужской области. Все это время земляки депутата Законодательного собрания Калужской области Салихова терроризировали жителей деревни Зудна и поселка Октябрьский. Еще в июле прошлого года местные жители в письме Президенту России Владимиру Путину сообщали: "Дагестанцы, земляки Магомеда Салихова... сеют страх и ужас на территории наших поселков, избивают нашу молодежь, вплоть до того, что вытаскивают из дома и избивают на пороге... Несмотря на наши неоднократные обращения в местные и областные органы администрации и милиции... никаких мер не принимается".
- Мы жили, как на вулкане. Ночами карабины стояли около дверей, и детей никуда не отпускали, - говорит жительница Зудны Галина Донская.
Возникает вопрос: куда все эти годы смотрели калужская милиция, прокуратура? Где, наконец, был губернатор? Неужели ничего не замечали или старались не замечать? Ждали, пока дело дойдет до кровопролития?..
Наверное, если прокурор Ферзиковского района, теперь, правда, уже бывший, считал:
- Это все на уровне бытовых конфликтных ситуаций, а межнациональных конфликтов как таковых нет.
Куда только не обращались жители Ферзиковского района Калужской области, видя такое отношение.
- Были везде - и в областной милиции в Калуге, и в газетах были, - с горечью сетует Александр Донской. - А нам в милиции говорят: мол, не надо никуда писать, зачем это делаете, мы тут сами разберемся.
Из письма жителей деревни Зудна: "Все ранее заведенные уголовные дела на дагестанцев всегда закрываются при помощи начальника районного УВД Александра Ульянова"...
Однако Александр Иванович, сегодня уже бывший начальник милиции, ничтоже сумняшеся отвечал:
- Все у нас нормально.
Но так ли это на самом деле?
Последние четыре года события в Зудне и Октябрьском чем-то напоминают сводки из горячих точек.
- Сентябрь 97-го года. В Зудне избита семья Козлова, председателя совхоза "Виньковский".
- Апрель 99-го. Сулейманом Рабадановым избита жительница поселка Октябрьский.
- Август 99-го. Около часа ночи в том же самом поселке избивают Виталия Бисимова.
- Сентябрь 99-го. Ночью на дороге между Зудной и Октябрьским задавлен сын главы администрации Юрий Шмелев. Подозрения падают на Бахмуда Бахмудова, мужа сестры депутата Салихова.
- Декабрь 99-го. Сулейман Рабаданов избивает жителя Калуги Сергея Новикова.
- 2000 год. Неизвестными лицами избит житель Зудны Сергей Суханов. Тимуром Рабадановым избит Александр Филимонов.
- 17 июня 2000 года дагестанцами Тимуром и Рабаданом Рабадановыми, а также Халипой Хасбулатовым избиты граждане Спирин, Донской, Рождественская и Кирюхин. - 15 октября в 23.30 на детской площадке в поселке Октябрьский выходцы из Дагестана Бахмудов, Расулов и Рабаданов избивают граждан Егирева и Бочарова. В - эту же ночь Бахмудов и братья Рабадановы избивают граждан Ивашкина, Новикова, Зюзина и Фомина.
Пик беспорядков пришелся на 17 июня прошлого года. В ту ночь кто-то из дагестанцев открыл пальбу из автомата. Чаша терпения была переполнена!.. Местные жители стали доставать свои охотничьи ружья.
Лишь спустя месяц после перестрелки руководство Ферзиковской администрации, прокуратуры и милиции согласилось провести собрание с населением. Разговор оказался горячим. Жители спрашивали:
- Все уголовные дела глохнут. Насилие, убийства, до стрельбы дошло. Сразу пресекли бы эти дела давно, в зародыше, ничего бы не было этого. Что делается конкретно по этому вопросу?
А им отвечали, что лиц, подозреваемых в совершении хулиганских действий, не могут найти.
Конечно, после такого скандала Управление внутренних дел Калужской области вынуждено было наконец-таки принять меры. В Зудну и Октябрьский ввели на 2 месяца ОМОН. В отношении четверых дагестанцев возбудили уголовное дело. Двоих из них, братьев Рабадановых, посадили, остальным удалось скрыться. Этим дело и ограничилось.
Из письма жителей деревни Зудна начальнику Управления внутренних дел Калужской области: "Шмелев Юрий был сбит машиной 5 сентября 1999 года. Все знают, что это сделал человек дагестанской национальности. Но к ответственности его никто не привлёк, дело замяли".
- Когда у меня погиб сын, - говорит Нина Шмелева, глава Зуднинской администрации, - я обращалась в милицию. Прошло 9 дней, ко мне не пришел ни один работник милиции, не сделал ни малейшего допроса. Дело приостановлено. Все, весь народ знает преступника, кто задавил моего сына, и ничего не делается.
Видя бездействие правоохранительных органов, через два дня после похорон Юры Шмелева двое его друзей, Николай и Илья, не смогли сдержаться. Илья Тонконогов, встретив Бахмудова, огрел его трубой. Тем более что, как выяснилось на суде, Бахмудов, будучи женатым человеком, домогался девушки друга Ильи, Николая.
В итоге ушибленному Бахмудову быстренько сделали справку об инвалидности. Впрочем, он и сейчас свободно работает, разъезжая на грузовике. А вот двоим друзьям погибшего Шмелева дагестанцы стали мстить.
- Они отвезли меня на поле, - рассказывает Николай Бобунов, - Начали сильно избивать. Потом один достал хорошую дубинку, ударил меня по голове. Ну и когда я отрубился, они привязали меня веревкой к машине и начали по полю таскать. Потом опять избивали, в лес отвезли. Там их было шесть человек, привязали меня к дереву и начали тоже бить.
А второго друга - Илью Тонконогова, чтобы предать суду арестовали уже в армии. Хотя никто не вспоминал о том, как ранее его самого жестоко избивали дагестанцы. Но, поскольку тогда потерпевшим был русский, ни милиция, ни прокуратура дело не возбуждали.
- Значит, русских дагестанцам можно бить, - с горькой обидой говорит Илья, -а нам их нельзя.
- Еще в прошлом году в журнале "Русский Дом" было опубликовано письмо жителей Калужской области, которые жаловались, что "покровителем и крестным отцом бандитов является депутат Законодательного собрания Калужской области Магомед Салихов". Господину Салихову эти слова не понравились, и он подал в суд на "Русский Дом". Судебный процесс длился больше трех месяцев и проходил в Москве.
В итоге депутат Магомед Салихов от иска к "Русскому Дому" отказался. 12 сентября этого года Мещанский межмуниципальный суд города Москвы определил: "Гражданское дело по иску Магомеда Салихова к журналу "Русский Дом" о защите чести, достоинства и деловой репутации прекратить".
- Салихов отказывается от исковых требований в полном объеме, снимает все свои исковые требования, - поясняет юрист Алла Игоревна Степанова. - Я считаю, что это победа "Русского Дома", победа всех русских людей, которые в зале присутствовали, которые сопереживали.
Весть о победе "Русского Дома" над Магомедом Салиховым быстро дошла до Калужской области. Жители Зудны и Октябрьского впервые за многие годы ободрились, стали поднимать голову. Русские люди, наконец, поняли, что справедливость может восторжествовать даже у них в Калужской области.
От редакции. В этом частном случае, на наш взгляд,
отразилось то, что происходит вообще в стране. Посмотрите списки
ведущих предпринимателей, которые публикуются в газетах, и посчитайте,
сколько там русских. Прискорбно, но нынешний строй ставит русского
человека в неравное положение по сравнению с другими народами,
которые с большей алчностью готовы драться за материальные ценности,
топить других, притеснять. Крупнейшие русские мыслители считали,
что нам после коммунистического периода необходим переходный период
сильной национальной власти, диктатуры, не надо бояться этого
слова, - которая будет ограждать народ от всего злого и поощрять
все доброе в нем. Вот такая власть нам нужна. Демократия по американскому
разливу для русского человека просто непригодна, потому что она
ставит его в неравное положение благодаря его душевным, добрым
качествам.
дер.
Зудна, Калужская обл.