В 1978 году неожиданно для своих коллег и студентов,
находясь на вершине своей карьеры и материального благополучия,
профессор Боголюбов оставляет все, раздает имущество и в возрасте
62 лет уходит простым монахом в Троице-Сергиеву Лавру.
К этому событию в Московском энергетическом институте готовились долго и основательно. Слишком необычно все происходившее было для вуза, который выпускает инженеров-энергетиков, в котором долгие десятилетия, кроме предметов сугубо технических, царила, как и везде, философия материализма и атеизма. Инициаторы вечера - группа православных ученых-преподавателей, понимали, что "в дежурном порядке" приводить в эту вузовскую аудиторию сегодня вряд ли кого-нибудь нужно: придут те, кто сам захочет, а таких будет много. На место, где обычно стоит лектор, вышел священник, на кафедру был возложен крест, поставлена икона Спасителя, зажжена свеча.
Вечер начался с кратких заупокойных молитв. Он был посвящен памяти доктора технических наук профессора Валентина Евгеньевича Боголюбова. Много лет его жизни были отданы науке, которой он занимался на кафедре теоретических основ электроники МЭИ. В 1978 году неожиданно для своих коллег и студентов, находясь на вершине своей карьеры и материального благополучия, он оставляет все, раздает имущество и в возрасте 62 лет уходит простым монахом в Троице-Сергиеву Лавру. Так началась другая жизнь Боголюбова - затворника и молитвенника. Во святую схиму - самое великое для монаха звание - он был пострижен с именем Моисей незадолго до своей смерти в 1992 году.
Мне удалось побеседовать с несколькими людьми, хорошо знавшими профессора Боголюбова.
Виктор Филиппович Никифоров, кандидат технических
наук:
- Я его ученик. Он руководил и моей аспирантской деятельностью, и становлением меня как преподавателя...
- Вы приезжали к нему в Троице-Сергиеву Лавру?
- Я был там за месяц до его кончины. Мы с ним беседовали о всех вопросах, в том числе и о житейских. Он один из тех, кто повлиял на мою духовную жизнь.
Иерей Паисий Половинкин, профессор, доктор технических
наук, проректор Царицынского православного университета Преподобного
Сергия Радонежского (г. Волгоград):
- Тогда не поощрялся уход научной элиты на уровне докторов наук в церковную жизнь... тем более уход в монастырь. Однако он был человеком решительным и мужественным. Разумеется, если бы это было немного раньше, это кончилось бы для него трагически. Но здесь Господь уберег.
Время научной карьеры и преподавательской деятельности профессора Боголюбова совпало с бурной эпохой развития энергетической отрасли. Вокруг строились гидроэлектростанции, промышленность и транспорт нуждались в автоматизации и электрификации, страна - в специалистах. В 45-м Боголюбов защищает кандидатскую, в 53-м - докторскую, получает звание профессора. Его лекции помнят до сих пор: четкая логика, красивый бас, отличная дикция. Вспоминаются также отеческое отношение к студентам и его любимая фраза: "Не спите, милые, вы еще в состоянии что-то понять". На его семинар по нелинейным цепям послушать или сделать доклад приходили из МГУ, МАИ, приезжали из Ташкента, Киева, Ленинграда, Харькова. Он никогда ни на кого не давил, не проявлял командных замашек и, тем не менее, неизменно оставался центром притяжения, вокруг которого строилась работа.
Зинаида Николаевна Боголюбова - тетя иеросхимонаха
Моисея:
- Ходил в церковь каждый день, даже тогда, когда был профессором. Как-то рассказал: иду в церковь, дверь открывается, и из церкви выходит профессор, со мной работающий. Мы отвернулись, будто не видели друг друга, но с тех пор знали - в душе мы единомышленники.
Успехи ученого замечали все. Созидание же внутреннего человека происходило неприметно для мира. Конечно, сказывались корни. Валентин Евгеньевич происходил из старинного духовного рода, который дал России много священников. После знакомства с его дедами и более дальними предками вопрос о происхождении фамилии Боголюбов отпадает сам собой.
В тот момент, когда Боголюбов получил звание профессора, из высоких сфер звучит обещание, что в скором времени по телевизору покажут последнего попа. В то время было распространено твердое убеждение: наука несовместима с верою, а поэтому умные люди не могут веровать. Страна выходила в космос, осваивала атомную энергию, смотрела популярный фильм об ученых-ядерщиках "Девять дней одного года". Вряд ли кто вспомнил в те годы изречение Ломоносова: "Наука и вера суть две сестры" или мысль Френсиса Бэкона о том, что "малое знание уводит от Бога, а большое знание к нему возвращает".
Отец Александр:
- В то время никак нельзя было показывать и прививать студентам чувство веры. Я представляю, как ему было трудно.
Последний научный доклад Боголюбова был посвящен отцу Павлу Флоренскому - ученому, судьбу которого он во многом повторил.
Иеросхимонах Варнава, Зосимова Пустынь (келейник иеросхимонаха
Моисея):
- К нему со всей России приезжали люди - он всех принимал.
Вот что написал о себе иеросхимонах Моисей: "Все лучшие годы употребил я на создание научной карьеры: получил много чести, даже власти. Много денег и учеников. Мои близкие - кто радовался, кто завидовал... Куча суетных обязанностей навалилась на меня, лекции, консультации, научная работа, беседы с аспирантами, представителями промышленности, отзывы на чужие работы, издательская работа, лаборатория, методические труды - все даже трудно перечислить... До сих пор меня мучит совесть об упущенном времени, о потерянной возможности сделать что-то для Бога в тот период, когда я был молод, силен, энергичен".
Зинаида Николаевна Боголюбова:
- Когда к нему приедешь - молодежи у него полно.
Хотя в Лавре ему предоставили возможность читать лекции в Духовной академии, преподавать, ездить, он предпочел жизнь молитвенника... Когда он был рукоположен в сан священника, он написал несколько богословских трудов: о предпоследних временах, о Благодатном огне, сходящем на Гроб Господень, и самый известный среди православных труд - "Заступница Усердная", книга, которая привела к вере очень многих людей.
Леонтий Михайлович Мирович - кандидат технических
наук, профессор МЭИ:
- Мне братия подарила книгу "Заступница Усердная". Я отложил ее в сторону, но когда стал деканом, столкнулся с низким нравственным уровнем студентов. Тогда я вспомнил о книге, вытащил ее и стал перечитывать.
В начале девяностых иеромонах Филадельф (позже - иеросхимонах Моисей) настойчиво говорил о необходимости прославить Царя Николая Второго и предвещал, что после этого Россия, пройдя через войны и скорби, обязательно воспрянет. Через шесть лет после его смерти в России была явлена чудотворная мироточивая икона Царя-мученика, владельцем этой иконы оказался не кто иной, как духовное чадо иеросхимонаха Моисея - врач-хирург Олег Иванович Бельченко. Воистину, у Бога нет случайностей!
Насельник Троице-Сергиевой Лавры был убежден: если русская армия соединится с Православной Церковью, Россия будет непобедима. И предвозвещал: начнется этот процесс с возрождения Зосимовой Пустыни, которая находится на территории воинской части. Его слова в точности исполнились после смерти. И так уж устроил Бог: келейник старца иеромонах Варнава трудится на этой ниве.
Иеромонах Варнава - келейник иеросхимонаха Моисея:
- Был интересный момент в нашей жизни: двери кельи распахнулись, и в келью вошел генерал-полковник Родионов - будущий министр обороны с полковником Черкасовым. И попросил иеромонаха Моисея дать благословение и совет, как следует организовать взаимодействие между Церковью и армией.
Отец Константин Татаринцев, кандидат технических наук,
выпускник МЭИ:
- По его благословению стали собирать призывников в армию - семинаристов - в ту воинскую часть, которая находится в поселке Арсаки. Это был первый эксперимент, где собирались православные воины, и самая отстающая часть военно-морского гарнизона стала передовой.
Жизнь иеросхимонаха Моисея, в миру профессора Боголюбова, раскрывает удивительное: ту самую православную Россию, которая никогда не умирала, несмотря на безбожный XX век. И пронизывала все слои общества - от простых бабушек-молитвенниц до представителей интеллигенции, в том числе технической. Его слово живет и сегодня, а его добрые семена, посеянные в человеческих душах, всходят. По его пути сейчас идут многие ученые.
Отец Александр:
- Мы получили от безбожной науки много бед. И сейчас много ученых стали понимать важность веры.
- Вам известно много ученых вроде Боголюбова?
- Знаю более десятка докторов наук, кандидатов - более сотни, не просто верующих, а ушедших в монастырь. И слава Богу.