Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№10 2001

Вера без дел мертва

Андрей Викторович БОРИСОГЛЕБСКИЙ

 

 Среди болезней современного церковного человека одна из главных - совершенно неправославное отношение к священнослужителям, похожее скорее на отношение адепта тоталитарной секты к своему живому божку - руководителю этой секты: льстиво-угодническое, восторженно-подобострастное. А ведь Русская Церковь никогда не делила людей на высший сорт и низший. И священнослужители, и миряне - это все суть един народ Божий. Нынче же образ женщины с нездоровым выражением лица, боящейся даже почесаться без благословения своего "старца", знаком едва ли не каждому прихожанину.

Отсюда и такое прискорбное явление, как лжестарчество или младостарчество, об опасности которого не раз говорил Святейший Патриарх Алексий II. Ведь недаром же в народе говорят, что легче пройти огонь и воду, чем медные трубы (то есть славу, всеобщее почитание). В Самарской епархии молодой 28-летний игумен монастыря, головка которого закружилась от того, что ему все заглядывают в рот и целуют ручки, решил, будто достиг такой духовной высоты, что знает любое дело лучше специалиста. Каменщика он учил класть кирпичи, повара - готовить пищу, режиссера - снимать фильм, строителей заставлял переделывать срубы. В итоге после нескольких вопиющих случаев самодурства со стороны игумена самарский владыка заменил этого настоятеля на другого. Вместо того, чтобы смириться, бывший игумен развернул в местных газетах кампанию против владыки. Много говорил о несправедливых гонениях, претендовал на монастырские здания, которые якобы принадлежат не епархии, а организованному им самим какому-то фонду. А когда дело не выгорело, уехал жить на квартиру к своим родителям и, как настоящий старец (а вернее, как глава секты), стал принимать и исповедовать своих адептов - тех, психику которых он успел переломать и подчинить своей воле за пару лет своего игуменства в монастыре.

Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, рассказывает: "Однажды на одном из монастырских подворий я оказался свидетелем вопиющего случая. Начальствующий иеромонах построил несколько молоденьких послушников и заставлял их хором повторять одну и ту же фразу: "Я гадкий, смрадный пес смердящий!" Вне себя от возмущения, я остановил это издевательство морального садиста. И сказал не только ему, но и послушникам: "Что же вы делаете?!" "А что, - искренне удивились они. - Мы же смиряемся". "Смиряться надо перед Богом, а не перед злом или теми людьми, которые заставляют вас нарушать заповеди Божии. Как вы не понимаете, что такими словами вы возводите хулу на образ Божий, который в каждом из нас!"

Кстати, в греческом языке нет глагола "смирять", есть глагол "смиряться". Из уст одного священника, возомнившего себя старцем, я слышал такую фразу: "Не слушаться священника - все равно, что не слушаться Бога". Тварь, такой же грешный человек, хочет занять место Творца. Воля одного человека порабощается волей другого человека. А ведь сказано апостолом Павлом: "Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков".

Впрочем, эти болезни растут не из Церкви. Они растут из мира. Все мы, и миряне, и священники, пришли в Церковь из обезбоженного мира, с искаженным сознанием. Церковь не может существовать в вакууме. Взаимное проникновение несет из мира в Церковь болезни, а из Церкви в мир - благодать. Активная жизненная позиция, уверенность в правоте добра и оптимизм (не пионерско-комсомольский, а духовный) - вот плоды Православия в отличие от уныния, равнодушия и апатии. Молитвенный подвиг отшельника и деятельная любовь к ближнему вовсе не противоречат друг другу, а лежат в русле одной и той же святоотеческой традиции. Как писал Евгений Трубецкой, преподобный Сергий Радонежский "боролся за мир, предстательствуя за него в молитвах. А находящихся в миру и неспособных к столь мощному молитвенному подъему он звал к меньшему, но все же к возвышенному и доблестному ратному подвигу. Из этого видно, что подлинное религиозное воодушевление рождает не пассивное, а активное настроение. Оно зовет людей не к уступкам превозмогающей силе зла, а преисполняет их бодрости и энергии для борьбы с ним".

И все же, думается, бывают времена, когда для спасения народа, России да и самой Церкви на первый план выходит именно деятельный подвиг. Так было во все смутные времена. Ведь основатель Троице-Сергиевой Лавры не только благословил воинов на Куликовскую битву. Оставив свое уединенное монастырское житие, он исходил центральную Русь вдоль и поперек, собирая раздробленную землю Русскую воедино, мирил князей. А когда надо было припугнуть анафемой строптивых удельных князьков, смиренный во всем, что касалось его одного, святой старец делал это без малейших сомнений. Точно так же в другое Смутное время повел себя Патриарх Гермоген. "Христиане призваны не любить именно этот, искаженный злом, мир и вести с ним постоянную борьбу как в самих себе, так и вокруг себя, побеждая зло", - пишет в своей книге "Время благоприятное" наш современник Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский. Всего за семь лет архипастырского служения владыки в далеко не самой богатой Самарской епархии им было организовано свыше ста приходов, большинство из которых приходилось заново отстраивать! И это помимо колоссальной по объему социальной деятельности в местах лишения свободы, в домах престарелых, интернатах и центрах по реабилитации больных наркоманией. Самым же важным из направлений в своем архипастырском служении владыка Сергий считает просвещение невоцерковленного народа, особенно молодежи.

А вот мнение иеромонаха Анатолия (Берестова): "В той ситуации, в которой сегодня оказалась Россия, большое значение имеет осознание самой Церковью своей защитной роли в обществе. Всем членам Церкви - и мирянам, и священству, и священноначалию - необходимо переосмыслить свое место в обществе и перестать быть только требоисполнителями и, что самое главное и страшное, - набивателями своих карманов. Да, сребролюбие и невежество - нередкие пороки нашего священства, а социальная активность очень часто не только оказывается практически на нуле, но еще и активно осуждается. Молись, клади поклоны, ходи в храм - и больше ничего не делай, смотри в рот своему духовнику и ничего не предпринимай без его благословения. К сожалению, такая порочная практика все чаще входит в жизнь наших приходов. Мне часто приходится ездить и летать по всей стране, не в одном десятке городов пришлось побывать за последние 3-4 года и увидеть многое, и мне есть что сказать на эту тему. Да, в последнее время немало появилось активных священников и даже архиереев, глубоко переживающих трагедию, разыгрывающуюся на просторах нашей Родины, и благодаря им Россия не приняла пока закон "О репродуктивных правах и гарантиях их осуществления", направленный на снижение рождаемости в России и введение в школах программ полового растления детей.

Да, именно православные архиереи, священники и миряне встали против валеологии, говорухинского закона о легализации проституции и порнографии. Да, именно православные встали против законопроекта о легализации оккультизма и введении в школах эзотерического образования (то есть всеобщей сатанизации всего нашего образования). С многими другими отрицательными моментами нашей общественной жизни борются священники и миряне. Но социальная активность Церкви в ее недрах остается пока еще довольно низкой.

Часто и довольно решительно Святейший Патриарх Алексий II призывает наших священников к большей активности, обличает их недостатки. Довольно активно развивает свое социальное служение Отдел благотворительности и социального служения Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Сергием. Но на местах, к сожалению, эта активность не так уж редко разбивается о страшную пассивность многих священнослужителей и даже архиереев. Братья! Страна погибает. Души наших сограждан, и в первую очередь детей и молодежи, идут в сети диавола. А мы спим и видим золотые сны. Не пора ли нам проснуться и заняться живым и оживотворяющим делом?!" (иеромонах Анатолий (Берестов), "Возвращение в жизнь").

И все же есть православные люди, которые не только себя, но и тысячи вокруг спасают своей деятельной любовью к ближнему. Они есть во множестве в каждой епархии. Их не десятки, не сотни, а тысячи, может, десятки тысяч. Они не кричат о себе, а занимаются кропотливой, порой незаметной для широкой общественности, но такой нужной работой. "Русский Дом" в каждом номере знакомит вас с ними. Именно на таких людях, как говорят, держится земля Русская. Они разные, эти воины, миряне, монахи, священники и архиереи. Но объединяет их одно. Все они в своем жертвенном служении Отечеству и ближним черпают силы в Православной вере.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU