3 июня - День Святой Троицы
1620 лет назад (в381 году) на Втором Вселенском Соборе
святыми отцами утверждено учение о Святой Троице
Знания о природе мы получаем путем наблюдений и их обработки
разумом. Знания о Боге не могут быть получены таким способом.
Бог недоступен чувственному восприятию, ибо Он есть чистый Дух,
а разумом охватить Его невозможно по той причине, что наш разум
конечен, а Бог бесконечен. Откуда же тогда взялось богословие?
Его основу составляет Откровение, сведения о Боге, которые Он
сам пожелал нам сообщить. Он доводил их до нас через особых избранников,
именуемых пророками, через соборное сознание Церкви и через святоотеческое
учение, т.е. через Священное Писание и Священное Предание.
Оставаясь по своей сущности непознаваемым, Господь с помощью
воздействий на наше сознание, которые святитель Григорий Палама
назвал "энергиями", создает в нас представление о таких Своих
качествах, какие нам необходимо знать, чтобы правильно себя вести.
Важнейшим из качеств Единого Бога является Его троичность. Это
- основной догмат нашей веры, ее уникальный постулат, какого нет
ни в одной другой религии. Усвоение христианами этого догмата
- самый показательный пример постепенного овладения человеческим
умом трансцендентным по отношению к нему фактом.
Утверждение, что Бог един в трех Лицах, настолько странно для
"здравого смысла", что никто из людей додуматься до него никогда
не мог бы.
Оно могло исходить только от того, кто знает об этом, а кому
лучше об этом знать, чем Тому, Кто есть Троица? Так что здесь
мы имеем дело с несомненным самосвидетельством. Люди, через которых
оно к нам пришло, были не простыми людьми: Бог Сам и готовил их
к исполнению просветительской миссии. Пророки, возвестившие в
Священном Писании о тройственности Божества, вышли на сцену не
раньше того момента, когда человек достаточно созрел для того,
чтобы вместить это поразительное известие, - раньше "рассекречивать"
этот факт было бы бесполезно. И то сначала шли туманные намеки,
потом прикровенные формулировки, нуждающиеся в правильном прочтении,
и лишь много позже основной догмат был провозглашен четко и недвусмысленно
- это уже в Новом Завете.
Первый намек содержится в первой главе первой книги Священного
Писания - Книги Бытия. "И сказал Бог: сотворим человека по образу
Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1, 26). Употребление тут множественного
числа всегда заставляло задумываться. Бог не сказал "по образу
Моему" - в чем причина этого? Ведь в других местах Он так не изъясняется.
Скажем, в главе о Всемирном потопе мы читаем: "И сказал Господь:
истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил" (Быт. 6,
7). Значит, сам по себе акт сотворения человека совершается единым
Богом. Непосредственно Троица, тоже пока в виде намека, появляется
только в пророчестве Исайи: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф"
(Ис. 6, 3). Если бы Бог исчерпывался Единицей, надо было бы воскликнуть:
"Свят Господь Саваоф", а здесь атрибут святости фиксируется трижды,
как бы относясь к трем лицам. Соединяя вместе эти два намека,
можно предположить, что "подобие Божие" есть именно "Троическое
подобие", т.е. человеческая душа, будучи единой, имеет какие-то
три части. Сегодня известно, что так оно и есть, - с этим согласны
и христианское учение, и научная психология.
В Евангелии завуалированное раскрывается явно, начиная с того
момента, когда воплотившееся Второе Лицо Пресвятой Троицы вступает
в свое земное служение, крестясь в Иордане от Иоанна Предтечи.
"И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который
сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий:
"Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.
3, 16). По воскресении же Своем, посылая апостолов на проповедь,
Христос повелел им с полной определенностью: "Идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28,
19).
Моделей, призванных облегчить восприятие факта Божественной Троичности,
выдвигалось много. Мы познакомим здесь читателя с последней моделью,
весьма остроумной и хорошо понятной людям нашей эпохи, которую
дал знаменитый ученый в области управления космическими летательными
аппаратами, "человек, показавший миру обратную сторону Луны" -
академик Борис Викторович Раушенбах.
Говорят, все гениальное просто. Это полностью относится к данной
модели. Но ее простота не означает того, что она была очевидной.
Раушенбах предупреждает, что не собирается раскрывать сущность
Троицы, а лишь хочет снять самое распространенное против нее возражение
- якобы содержащееся в Ней логическое противоречие. И ему это
блестяще удается. Рассмотрев шесть основных свойств Троицы - триединость,
единосущность, нераздельность, соприсущность (одновременное, а
не последовательное наличие в Ней всех трех), специфичность (несводимость
каждого из трех к другим двум) и взаимодействие, он приходит к
заключению, что "математический объект, полностью соответствующий
перечисленным шести свойствам, действительно существует и широко
используется в математике, механике, физике и других аналогичных
науках. Это - самый обычный вектор с его тремя ортогональными
составляющими".
Мы не будем излагать доказательство этого утверждения - его может
самостоятельно получить всякий, кто учился в средней школе. Аналогия
лежала у всех под ногами, но нагнулся, чтобы ее поднять, один
Раушенбах, поскольку твердо знал, что ему нужно. (Читайте ниже)
Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ
Посещая памятники русской старины, я не сразу, но зато основательно
заинтересовался иконами. Прежде всего меня смутило то, как в них
передавалось пространство. В иконописи повсеместно используется
странная "обратная перспектива", которая кажется абсолютно алогичной,
противоречащей очевидным правилам, известным сегодня всем и подтвержденным
практикой фотографии.
Неужели это результат "неумения", как об этом писали многие?
Почему вообще художники пишут так, а не иначе? Какие-то странные,
дикие вещи, имеют ли они рациональные корни или все это совершенно
нерационально? Я пытался найти рациональные корни, для этого пришлось
учесть работу не только глаза, но и мозга при зрительном восприятии.
А это, в свою очередь, потребовало математического описания работы
мозга. Оказалось, что "обратная перспектива" и многие другие странности
совершенно естественны и даже неизбежны.
Иконы нельзя понять, не занимаясь богословием, это вполне естественно.
И я занялся богословием. У меня уже вышло несколько работ в этой
области. Первый доклад на эту тему я сделал на церковной конференции
еще до празднования 1000-летия крещения Руси, то есть до 1988
года. Последние работы посвящены Троице.
В богословии меня интересует логическая сторона. Например, мне
удалось доказать одно положение, которое до сих пор не было известно.
Понятие Троицы всегда считалось алогичным: три Бога составляют
одного Бога. Как это может быть одновременно три и один? Когда
мы говорим о святости Троицы, то нам не с чем из повседневной
жизни сравнивать ее, святость свойственна лишь божественному.
Но когда речь заходит о триединости, то человеческий ум невольно
ищет аналогии в повседневной жизни, хочет увязать это понятие
с формальной логикой.
Столкнувшись с таким затруднением, многие богословы в течение
сотен лет пытались найти выход из подобного положения. В основном
здесь прослеживаются два пути, причем в обоих случаях триединость
считалась очевидным логическим абсурдом. Первый путь сводился
к утверждению, что эта алогичность вполне допустима, поскольку
речь идет о Боге, Который в принципе непознаваем. Если человеческому
уму это кажется непонятным, то так и должно быть. Второй путь
сводился к утверждению, что Бог слагается не из трех Богов, а
из трех Лиц и тогда логическая абсурдность исчезает, как, например,
в утверждении, что один букет составлен из трех цветков. Но теперь
возникает противоречие с Символом веры, в котором каждое из трех
Лиц названо Богом. Как видно из сказанного, это тоже не решение
вопроса.
Мне удалось показать, в чем заключалась логическая ошибка сторонников
второй точки зрения и как надо в этом случае правильно рассуждать,
чтобы доказать, что понятие Троицы логически безупречно, даже
когда три Бога составляют одного Бога. Я сказал себе: будем искать
в математике объект, обладающий всеми логическими свойствами Троицы,
и если такой объект будет обнаружен, то этим самым будет доказана
возможность логической непротиворечивости структуры Троицы и в
том случае, когда каждое Лицо является Богом. И, четко сформулировав
логические свойства Троицы, сгруппировав их и уточнив, я вышел
на математический объект, полностью соответствующий перечисленным
свойствам, это был самый обычный вектор с его ортогональными составляющими...
Остается лишь удивляться, что Отцы Церкви сумели сформулировать
совокупность свойств Троицы, не имея возможности опираться на
математику. Они совершенно справедливо называли любые отклонения
от этой совокупности ересями, как бы ощущая внутренним зрением
их разрушительную пагубность. Лишь теперь становится понятным
величие Отцов Церкви и в смысле интуитивного создания безупречной
логики триединости. Сегодня совершенно разумна формулировка догмата
о Троице, которая точно следует Символу веры: "Лица Троицы составляют
единое Божество, в котором каждое Лицо в свою очередь является
Богом".
Вопрос о вере очень сложный вопрос, и однозначно ответить на
него нельзя, у каждого свое мнение. Многие серьезные ученые считают,
например, что материализм, которому нас учили, это чепуха, хотя
нам внушали, что материя первична, а все остальное вторично. Многое
свидетельствует об осмысленности мироздания, о том, что мироздание
не случайное собрание молекул. Если допустить случайность, то
выводы будут страшными, что хоть вешайся. А раз признается осмысленность
мироздания, то человеческая жизнь - не конкретно моя, ваша, еще
чья-то - не совсем случайна. Пантеизм в Средневековье был вежливой
формой атеизма: когда считали, что Бог разлит всюду, то его как
такового вроде бы и нет.
Современные представления об осмысленности мироздания - вежливая
форма религиозности в материалистическом мире.
Если говорить о конфессиях, то это иной вопрос. Моя точка зрения:
конфессии рождаются вместе с народом и менять их не следует. Я
всегда утверждал, что для России не вижу другой конфессии, кроме
Православия, утверждаю это, зная Россию центральную и зная провинциальную.
Академик Борис Викторович РАУШЕНБАХ
ГЕНИАЛЬНОЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Соборное решение 787 года о возобновлении почитания икон празднуется
как "Торжество Православия" (первая неделя Великого поста). Это
понятно: ведь иконописание - это "богословие в красках", т.е.
самое доступное народным массам и самое убедительное для них исповедование
Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. Оно необходимо и сегодня,
но в Средние века, когда народ был в основном неграмотным, было
еще необходимее. Поэтому великие иконописцы того времени должны
быть приравнены к пророкам и просветителям. И самым великим из
них был преподобный Андрей Рублев.
Он жил в то время, когда Русь преодолевала усобицы и собиралась
вокруг Москвы. Как пишет В.О. Ключевский, в этом объединении "заметна
роль нового фактора - религиозного". Преподобный Сергий Радонежский,
"игумен земли Русской", призвал народ следовать идеалу любви и
согласия, воплощенному в Божественной Троице, Которой он посвятил
свой монастырь на Маковце (ныне Троице-Сергиева Лавра). Его ученик,
изограф Андрей, продолжил благовествование этого идеала, создав
гениальное пластическое выражение Единого в трех Лицах Бога, Который
и есть Любовь. Это был огромный вклад в дело формирования великой
России - единой и разнообразной.
Икона кажется простой, но посмотрите, как точно найдена композиция.
Раздвиньте немного фигуры, и единство исчезнет, будут трое. Сдвиньте
их чуть-чуть, и возникнет одно трехглавое существо вроде сказочного
змея. А у преподобного Андрея одновременно и Единство, и Троичность
- в полном соответствии с догматом.