"Кто на войне не бывал, тот Богу не маливался"
Русская пословица
Прошедший XX век оказался, к несчастью для нашего народа, полным войн: кровавых, разрушительных для судеб страны и губительных для духа русских. Начался век с трагической для России Русско-японской войны, в ходе которой мы потеряли половину Сахалина, Курильские острова, были вынуждены заплатить тяжелую контрибуцию. В стране вспыхнула революция, ставшая прологом для нескончаемых внутренних конфликтов. В памяти народной остались, как рубцы от ран, печальные ритмы вальса "На сопках Маньчжурии", грустная мелодия "Плещут холодные волны...", бодрый, но предсмертный марш "Наверх вы, товарищи, все по местам..." А закончился век тяжёлой войной против чеченских сепаратистов, войной в которой более всего пострадали престиж и авторитет российских вооруженных сил и русского солдата. Идущие сейчас судебные процессы над российскими военнослужащими, перешедшими на сторону чеченских боевиков, принявшими ислам и ставшими палачами своих вчерашних сослуживцев, оказавшихся в плену у террористов, над бывшим полковником Будановым, обвиняемым в совершении тяжких преступлений против мирного населения, говорят сами за себя.
Сегодня российская армия несет на себе позор участия в гражданских конфликтах по воле бездарных и преступных политиков (Тбилиси, Вильнюс, Баку, Москва - октябрь 1993 г). Ни один из них не извинился перед армией, а у армии нет мужества потребовать от них этого.
Никогда в русской истории так низко не падали честь и достоинство генералов и офицеров. В массе своей генералитет запятнал честь военного мундира в годы перестройки и реформ казнокрадством, коррупцией, использованием служебного положения в личных целях. К тому же проявил профессиональную бездарность. Разумеется, есть немало честных генералов, и их имена на слуху у всей страны, но погоду делают не они.
Доведенное до нищеты офицерское сословие изо всех сил борется за физическое выживание своих семей, утеряло былой статус почета и уважения в российском обществе, не видит перспектив в своей службе.
Служба в армии стала рассматриваться гражданами России как наказание, как удел самых низших слоев населения, неприспособленных и отверженных. Вагоны метро облеплены листовками, обещающими научить, как "скосить", т.е. увернуться от призыва в вооруженные силы.
Кому не удалось избежать армии, те, оказавшись в казармах, срывают зло друг на друге в форме "дедовщины", слухи о которой деморализуют родителей, готовых идти на любое нарушение законов, лишь бы уберечь свое чадо от армии.
В своем нынешнем положении, при теперешнем вооружении и оснащении, при сегодняшнем отношении общества к армии, ее роли и месте в системе государства, армия России не способна вести войну обычного типа против какого бы то ни было потенциального внешнего противника. Нас спасает только и исключительно наличие ракетно-ядерного потенциала.
Осмелюсь сказать, что никакая военная реформа, которая ограничится организационно-штатными мерами или переменами в вооружении и материальном обеспечении, не вернет армии ее исторического значения в Российском государстве. В армию абсолютно необходимо вдохнуть Дух Веры.
В эти дни мы отмечаем 60-летие начала Великой Отечественной войны против фашистского нашествия. Это была единственная победоносная война против внешнего врага за весь прошлый век. Я думаю, что даже у моих оппонентов не повернется язык отнести к подобным войнам советско-финскую войну или афганскую трагедию. Сама история Великой Отечественной войны повторила вечную истину, которую не устают твердить все профессиональные знатоки военного дела: одерживает победу та армия, у которой выше боевой дух, которая крепче своей морально-нравственной чистотой, которая пользуется доверием своего народа и которая верит в своих руководителей. Далеко не последнее место занимает в духовном укреплении воинов и вера в Господа Бога.
Война предполагает возможность гибели военнослужащего, и все люди во все века (даже в годы лютого атеизма) сознательно или интуитивно обращались мысленно или публично к Господу Богу, прося у него "живота" (т.е. жизни) и молясь за победу своего оружия. Побороть в себе смертельный страх могут гораздо проще верующие люди, для которых смертно только тело, но душа бессмертна.
Недаром многие генералы любили повторять в старые времена: "Кто на войне не бывал, тот Богу не маливался".
Перед решающими сражениями для моральной поддержки бойцов в русской армии священники исповедовали и причащали воинов, перед боевыми порядками выносили чудотворные иконы и другие религиозные святыни. А икона Казанской Божией Матери в дни войны, как правило, находилась при действующей армии.
Кроме духовной поддержки, которую дает религия бойцу при переживаемой им опасности, она играет еще и другую великую роль. Война, требующая от людей величайшего самоотвержения и подвига, в то же время разнуздывает и дурные страсти в людях. В людях просыпается варварство, усыпленное культурой мирного времени. Религия является сдерживающим началом для роста таких извращений.
Православная Церковь благословляет на воинское служение, воздает должное воинскому подвигу, почитает Отечество несомненной ценностью и в служении ему видит одну из форм служения Богу.
Великие русские полководцы во все времена признавали огромную роль Православной Веры для укрепления боеспособности армии. Петр I призывал всех своих воинов "христиански и честно жить", а обязанности выполнять "не за страх, а за совесть". Александр Васильевич Суворов довел воспитание своих солдат и офицеров до высшего уровня. "Воин Христов" - вот так он видел в идеале русского воина. Он писал: "Дух укрепляет в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить".
Вот слова, с которыми наш великий полководец обращался к войскам перед сражениями: "Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего", "Умирай за Дом Богородицы", "Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он нам генерал", "Кого из нас убьют - Царство Небесное". Надобно заметить, что А. Суворов, не проигравший за всю свою жизнь ни одного сражения, всегда побеждал с меньшими силами, одолевая превосходящие силы противника. Бесстрашие и самоотверженность его войск не знали аналогов ни в то, ни в позднейшее время.
Петровские и Суворовские заветы свято чтили Кутузов, Скобелев и уже в наши дни маршал Г. К. Жуков, всегда напутствовавший войска словами: "С Богом!". Когда началась Великая Отечественная война, Советский Союз был государством атеистическим. На первом этапе войны Православие и вообще религиозный фактор не играли роли в воспитании войск. Тяжелые поражения первых двух лет войны привели к спонтанному возрождению религиозных чувств у населения и к крутым переменам в позиции руководства партии и правительства, которые до этого в течение четверти века придерживались позиции воинствующего атеизма. И.В. Сталин, который в юности был воспитанником Тифлисской православной семинарии, с самого начала войны понял, что вести ее под старыми коммунистическими лозунгами нельзя. Ее надо было объявлять Отечественной, т.е. направленной на спасение Отечества и его народа по образцу и подобию кампании 1812 г. Здесь уже не оставалось места для социально-классовой характеристики. Мгновенно улетучилась вера в то, что "пролетарии всех стран нам помогут". Если в досоветские времена армия шла в бой под лозунгом "За Веру, Царя и Отечество", то теперь - "За Родину, за Сталина!" (аналогично "За Царя и Отечество"). Оставалось воскресить Веру! Трудно было вчерашним атеистам сразу переступить через самих себя, хотя Русская Православная Церковь с первого же дня войны открыла дверь для этого.
22 июня 1941 года Митрополит Московский и Коломенский Сергий, тогдашний фактический глава РПЦ, написал и разослал по всем приходам обращение "Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви" (полностью текст опубликован на с. 2). Он благословил "всех православных на защиту священных границ нашей Родины", настойчиво напоминал им о долге следовать примеру святых вождей русского народа - Александра Невского и Дмитрия Донского. Подчеркивал, внушал, что повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона, что "жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству". И в заключение выразил твердую уверенность, убежденность: "Господь нам дарует победу!". Обратите внимание, эти слова были сказаны прежде, чем прозвучали ставшие известными слова И. Сталина: "Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!".
Священнослужители РПЦ и прихожане активно приняли участие в сборе пожертвований в фонд обороны Родины (на них была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского), в работе комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Во всех храмах служились молебны - молились о даровании победы русскому оружию.
В сентябре 1943 г. в Москву были приглашены митрополит Сергий - Местоблюститель патриаршего престола, пустовавшего с 1925 г., после смерти патриарха Тихона, а также митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий и митрополит Киевский и Галицкий Николай. В ночь на 4 сентября они были приняты в Кремле И. Сталиным, В. Молотовым, Г. Маленковым. В ходе беседы руководители советской власти признали свою неправоту в организации и осуществлении гонений на Православную Церковь. Вскоре после этой исторической встречи состоялся Поместный Собор, на котором был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Сергий.
Были открыты не действующие уже много лет храмы, начали работать Духовная академия и несколько семинарий. Из мест заключения были освобождены безвинно осужденные архиереи и священники. Стал выходить в свет "Журнал Московской Патриархии". Русская Православная Церковь официально была признана активным участником Великой Отечественной войны.
Если раньше в названия орденов обязательно включались слово "Красный" (ордена - Красного Знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени) или имя вождя революции, то в годы Отечественной войны все новые награды носили имена полководцев и флотоводцев, имена которых были связаны со старым строем, еще недавно трактовавшимся как антинародный, самодержавный. Так родились ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского (святого РПЦ), Ушакова, Нахимова и т.д. Солдатский орден Славы был по цвету ленточки, статуту копией Георгиевского креста для нижних чинов. Еще два-три года назад слово "золотопогонник" было бранным, равнялось обвинению в контрреволюционности, а теперь в армии вводились старые царские погоны в качестве знаков различия.
Все эти меры И. Сталина ясно свидетельствовали о том, что национальные исторические традиции русского народа, его Православная Вера были востребованы как могучие факторы победы в Отечественной войне.
В нынешние дни, когда в российской армии нет ни института политработников, ни регламентированной системы духовного окормления военнослужащих, образовалась своего рода дыра, которую не в состоянии заполнить так называемые офицеры по работе с кадрами и психологи. Нет людей, которые бы взяли на себя роль духовных руководителей современного российского воинства. Этим в большой степени объясняются неудачи нашей армии в Чечне, особенно в первую чеченскую войну. При огромном военно-техническом перевесе российской армии она вдруг стала уступать и гнуться под напором сепаратистских боевиков, использовавших в качестве духовного цемента самое радикальное крыло ислама - ваххабизм. Сама жизнь потребовала, как и в Великую Отечественную войну, прихода Русской Православной Церкви к армии. Стали частыми поездки духовенства в соединения и части войск на Северный Кавказ, стали оборудоваться полевые часовенки, мы привыкаем к крещению воинов, к обрядам освящения боевой техники и т.д.
Православная Вера и армия неотделимы, и чем глубже будет связь между ними, тем скорее даст плоды военная реформа, одной из важнейших целей которой должно оставаться духовное возрождение нашего воинства.