Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№5 2001

Вне Церкви нет спасения

 

 10 мая - вторая годовщина прославления священномученика Илариона

 

С чем можно сравнить жизнь священномученика Илариона? Первое, что приходит на ум, - полет яркой, ослепительной звезды в полночном небе. Полночь была на часах века: настала черная година гонений на Церковь. "Вне Церкви нет спасения" - слова самого Илариона, как никогда, верны и теперь. Снова время отделять зерна от плевел; наш век неумолимо грозной рукой разводит агнцев небесных - одесную, а козлищ - ошую. И нет меж ними середины. Третьего не дано.

Тогда, в окаянные дни России, казалось, что само время сорвалось со своих звездных осей и шестерен и рушится в пропасть, увлекая на своем пути все и вся. Поршни локомотива истории пошли вразнос. Отчаяние овладело многими, оно, таившееся долгие, томительные годы, предшествовавшие крушению, где-то в тайниках души, под сердцем, вдруг выплеснулось наружу и затопило площади, вокзалы и фронты. Толпы обезумели. Брат на брата пошел войной. В городах лилась по водостокам русская кровь, а в кафешантанах пьяные девочки отплясывали канкан под разбитое фортепьяно. Все потеряло цену, откуда-то из пустынь ассирийских ползла, сжигая мириады душ, красная слепящая мгла. И с ликов Богородицы в храмах текли кровавые слезы.

Словно из библейской эпохи Пророков ступил Иларион на выщербленную брусчатку Москвы смутной, предреволюционной поры. Высок, статен, вдохновенно умен, будущий архипастырь Иларион был рожден блистать в обществе. И все дарования свои - красу, силу и удаль богатырскую - он без колебания сложил к подножию Престола Царя Небесного, став монахом. После того, как свершилась роковая перемена в русской исторической судьбе, Иларион, с мощным, пророческим глаголом в пламенных устах, выступил на Поместном Соборе в защиту патриаршества на Руси. Ему не простили.

Но, прежде всего прочего, архиепископу Илариону не могли простить той ясно горящей первородной веры православной, будучи вооружен которой, он бесстрашно боролся с многообразным врагом рода человеческого, пытавшимся посеять внутри Апостольской Церкви ереси и разброд мнений. Диктатура большевиков была большим испытанием для каждого православного, но это была сила исторически внешняя, много опаснее были лукавые лжепастыри, волки в овечьей шкуре, апологеты раскола и обновленчества, вознамерившиеся тонким ядом ереси разъять Церковь изнутри. Их-то, оборотней, смело, блестяще обличал в своих речах архиепископ Иларион.

Он был любимец народа, прирожденный пастырь и вдохновенный оратор.

Иларион был страшен врагам Христовым. Ближайший сподвижник святителя Тихона, он был назначен настоятелем Сретенского монастыря. Это было последнее архипастырское послушание владыки Илариона. Он был арестован и отправлен на Соловки.

Здесь, на студеном море, дух священномученика Илариона просиял с необычайной силой и чистотой. На последней фотографии запечатлен уже не человеческий будто - ангельский лик святого Илариона, чьи очи лучезарны и исполнены небесной любви. Он был евангельски прост и прозорлив в ту пору своей жизни - и когда тянул рыбацкую лямку, и когда служил последнюю Пасхальную заутреню в ветхой кладбищенской церкви на Соловках.

Он умер от тифа в пересыльной тюрьме города, который уже переименовали в Ленинград. Последние слова его были: "Как хорошо! Теперь мы далеки..." И время расторгло свои узы. Бренный мир отступил перед жизнью вечной. Таков был крестный путь архиепископа Илариона, причисленного Церковью к лику священномучеников. Что может быть лучше такой жизни и такой смерти?



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU