Наша жизнь состоит из побед и поражений. Победы радуют и тешат сердце. Поражения огорчают и оставляют в душе черные метины. Но к победам или к поражениям обязательно ведет битва. Иногда долгая, на износ, иногда мгновенная, как всполох молнии. Нет ничего проще, как разобраться, где победа, а где поражение. Но есть особое поле битвы - душа человеческая. И на нем, на поле этом, особые законы. То, что победа в понимании привычном, - там позорное поражение. А явное поражение - достойная победа. НЕПОБЕДИМЫ СЕБЯ ПОБЕДИВШИЕ - говорили святые отцы. О победивших себя наших современниках, "простых смертных" - читайте на страницах нашего журнала.
9 мая 1945 года закончилась Победой наша Отечественная война против нашествия Германии и сброда со всей Европы. Против нас вели войну нового типа, какой до того не знала Россия, - на уничтожение. Цели той войны казались бредовыми, но они были полностью подтверждены практикой. Речь шла о ликвидации нашей страны, о порабощении наших народов и истреблении большой части населения. Все это - не метафора.
Это было столкновение цивилизаций с крайним напряжением их сил, так что и врагу, и нам пришлось организоваться в тоталитарные общества. Для понимания сути Советского государства достаточно изучить его в период этой войны и в период "перестройки" - в момент максимальной силы и полной беспомощности.
К моменту начала войны потенциал СССР и сил врага был несопоставим: Германия использовала промышленность и людские ресурсы всей континентальной Европы. Источники техники и вооружений были у Германии почти неисчерпаемыми: только заводы "Шкода" в Чехии в 1940 г. выпускали столько же вооружения, сколько вся промышленность Англии. В СССР промышленность не поспевала, и первый этап перевооружения армии планировалось закончить лишь в 1942 году.
Что же показала большая война? Прежде всего:
- Силу, эффективность и гибкость государственной системы. В краткие сроки и в условиях шока от первого удара госаппарат выполнил небывалые по масштабам программы. Примерами служат: перемещение из европейской части за 4-5 тыс. км на Восток половины промышленности почти без перерыва в ее работе; эвакуация 12 миллионов жителей, их размещение и трудоустройство; перемещение огромного количества скота и машин из колхозов и совхозов оставляемых районов. Все звенья аппарата помимо точного выполнения команд проявляли большую инициативу и ответственность.
- Огромные возможности плановой системы. Переналадка промышленности на военные цели превзошла все ожидания западных экспертов. Промышленное производство с июня по декабрь 1941 г. уменьшилось в 1,9 раза. Но уже в 1943 г. его уровень достиг 90 процентов от уровня 1940 г., а продукция машиностроения -142 процентов от уровня 1940 г. В 1942 г. СССР превзошел Германию по выпуску танков в 3,9 раза, боевых самолетов - в 1,9 раза, орудий всех видов - в 3,1 раза. При этом быстро улучшалась технология: в 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции сократилась по сравнению с 1940 г. в два раза. Система заготовок и снабжения продовольствием обеспечила армию и тыл приемлемым питанием.
Планирование быстро осваивало новые методы: подготовка и обеспечение Сталинградской битвы планировались с линейным программированием (за его разработку Леонид Витальевич Канторович потом получил Нобелевскую премию). Уже с августа 1943 г. Госплан начал разработку пятилетнего плана восстановления народного хозяйства СССР, что помогло возродить экономику в невиданно короткий срок.
- Устойчивость социального и национального жизнеустройства. Доктрина войны против СССР исходила из наличия массового возмущения коллективизацией, репрессиями и т.п. Считалось, что советский строй держится на страхе и силе и в условиях войны будет взорван внутренними противоречиями. На деле все социальные группы (включая сосланных кулаков) и все народы, за исключением части националистов в Крыму, на Кавказе и на Украине, выступили в защиту СССР.
- Силу и благородство советской системы образования и воспитания. Немецкие специалисты отметили важное отличие советского солдата: общую для всех готовность при гибели командира быстро и без колебаний брать на себя командование. Советская школа воспитала уверенных в себе, духовно свободных людей, с широким кругозором и внутренним достоинством. В боевой обстановке выявилась суть единой общеобразовательной школы, не делящей людей на массу и элиту. Вторая особенность - общая для советских солдат способность быстро преодолевать ненависть, так что при ведении войны на территории Германии произошло небывало малое число эксцессов. Видный антрополог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц провел в советском плену два года. Он вспоминает и саму процедуру пленения, и отношение к пленным охраны в полевом и тыловом концлагерях как проявление особого типа советского человека, отмечая попутно жестокое отношение к пленным немцам в английских и американских лагерях.
- Силу и гибкость советской системы науки и техники. Эта система позволила с малыми средствами выполнить множество блестящих новаторских проектов, соединяя разработки с передовым фундаментальным знанием. Примерами служат не только лучшие и оригинальные виды военной техники (танк Т-34, система реактивного залпового огня "катюша" и ракеты "воздух-воздух", автомат Калашникова и т.д.), но и крупные научно-технические программы типа создания атомного оружия. Эффективность советской научной системы не укладывалась в западные стандарты. В 1939-1940 гг., показывая свою верность Пакту о ненападении, Германия продала СССР ряд образцов новейшей военной техники и новейших технологий. Гитлер разрешил это, получив от немецких экспертов заверения, что СССР ни в коем случае не успеет освоить их в производстве. Ошиблись немцы, по себе судили.
- Эффективность системы здравоохранения. В условиях, когда почти все врачи были мобилизованы на фронт, страна прошла войну без крупных эпидемий и большого повышения смертности от болезней. В СССР был самый высокий уровень возврата раненых в строй (73 процента). Лишь в Красной Армии устав обязывал выносить раненых с поля боя под огнем. Высокая эффективность определялась бесплатным характером медицинской помощи и большими усилиями в профилактике - тем, что здоровье каждого человека было и национальным достоянием. К. Лоренц был врачом немецкой армии, и в лагере для пленных его поставили помогать советскому врачу. Он был про себя возмущен тем, что врач отказался ампутировать конечности у многих раненых, и считал, что он из чувства мести обрекает этих немцев на смерть. Потом же с изумлением обнаружил, что в советской медицине такие ранения вылечивают без ампутации.
Война была проверкой прочности советского строя, исходя из абсолютных критериев. Она показала не умозрительно, а через самые тяжелые испытания, что в СССР уже состоялось национальное примирение после столкновений гражданской войны, коллективизации и репрессий. СССР вошел в войну с единым народом и как единое государство.
Не удалось нас разбить Гитлеру - и Запад начал холодную войну, войну цивилизаций. В ней СССР потерпел поражение: был разогнан "советский блок", распущен сам Советский Союз. Затем был ликвидирован советский строй и начата деиндустриализация. Идет уничтожение большой страны, и создаются такие условия жизни, чтобы она не могла возродиться.
Мировая холодная война была в последние полвека главным фоном нашей жизни. Как и во время всякой войны, остальное было производным от этого условия. Все для фронта! По-иному, нежели в мирное время, распределяются средства, по-иному стоит вопрос о свободах и правах человека. Не имеет смысла спор о том, что приятнее - сидеть в окопе или загорать на пляже. Этот выбор зависит от того, какова обстановка. Если идет война и в тебя стреляют, то надо сидеть в окопе (это безопаснее для тебя, чем лежать под пулями на пляже). Но нет, шла война - а многим захотелось лежать на пляже. Отсюда и поражение.
Главные бои холодной войны велись в сфере идей. Уже то, что множество людей "не замечали" войны, есть результат психологического воздействия и признак ненормального состояния общества.
Мы были избалованы Победой и надежностью СССР. А избалованные не ценят того, что имеют. На этом играли демократы - "власовцы холодной войны". Мы даже не верили в эту войну, считали ее пропагандой. Нам казалось смешным, что на Западе устраивают учебные атомные тревоги, учебные эвакуации целых городов. Нам даже стали казаться надуманными все реальные страхи и угрозы для человека на Западе: безработицы, бедности, болезни при нехватке денег на врача и лекарства. Наш человек привык к тому, что жизнь может только улучшаться, а все его социальные блага являются как бы естественной частью природной среды и не могут исчезнуть из-за его, человека, политических установок. Люди перестали ценить свое сильное и большое государство, которое при всех неудобствах и трениях (часто преувеличенных в сознании) дает его гражданам огромные выгоды.
В конце холодной войны, когда на сторону противника перешло почти все руководство КПСС, им удалось парализовать ум и волю граждан, молниеносно провести капитуляцию и разоружение СССР, а потом и РФ. А затем разделить баснословные трофейные ценности. Это уже факт истории, а нам, если мы хотим выжить как народ, надо из него извлечь урок и поскорее восстановить и сознание, и волю.
Пока что мы увлечены тем, что ругаем врага. Кто лучше обругает, тот герой. Это хорошо, чтобы поднять настроение, но главное - надо бороться. Ведь все уже ясно. Достаточно посмотреть на их счастливые хари, с которыми они глумились над уничтожаемой ими станцией "Мир". Ах, "Мир" угрожает Земле! Ах, на "Мире" завелись грибки! Ничего тут нет нового. Недавно они так же глумились над Зоей Космодемьянской. На то они и враги, на то и психологическая война - им надо было растлить нашу молодежь, повязать ее подлостью. Ведь мы-то все оцепенели и не знали, что делать. Подумайте: издеваются над нашей святой - девочкой, которая пошла на войну и приняла мученическую смерть! А мы молчим, кое-кто и хихикает. Вот поэтому-то и можно спокойно отключать отопление в Приморье.
Куда же мы придём, шаг за шагом сдавая и оплевывая всё то, из чего выросла наша Победа?