Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№4 2001

Домострой священника Сильвестра

Галина Владимировна АКСЕНОВА,
доцент Православного Свято-Тихоновского института

 

 "Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет. Но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей - и он растеряется, утратит свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова".

В.О. Ключевский

Русская литература первой половины XVI века чрезвычайно интересна и разнообразна: широко распространялись и были популярны Жития святых, воинские повести, публицистические произведения. Часто русские писатели обращались к историко-героическому прошлому России.

В первой половине XVI века были созданы такие замечательные книги, как "Степенная", в которых описывались деяния великих русских князей и духовных пастырей; "Лицевой летописный свод" - грандиозная летопись России как часть мировой истории с древнейших времен до XVI в.; Великие "Минеи-Четьи" - собрание житий, церковно-учительных и исторических произведений.

Инициатором многих подобных начинаний был митрополит Московский и всея Руси Макарий - дальновидный политический деятель, мудрый политик, один из самых образованных людей России. Его деятельность как инициатора, создателя и редактора великих по объему и значению книжных сводов (признанных впоследствии своеобразными энциклопедиями XVI века), возглавляемая им работа по собранию, изучению и организации многократной переписки накопленного веками рукописного наследия стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях.

Вокруг митрополита Макария собралось значительное число писателей, переводчиков, книжников, объединившихся в литературный кружок. Среди его участников были Тучков, Лев Филолог, Зиновий Отенский, Василий-Варлам, Дмитрий Герасимов, Ермолай-Еразм и, конечно же, священник кремлевского Благовещенского собора - Сильвестр.

Многим из нас хорошо знакомы строки: "Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому и всегда в порядке".

По этим строчкам мы всегда узнаем "Домострой" - одно из самых знаменитых произведений, созданных во времена царя Иоанна Грозного.

Долгие годы, а точнее - многие десятилетия слово "домострой" было синонимом консервативного уклада жизни, а "домостроевщина" ассоциировалась с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека. Известный философ Бердяев в своей самой знаменитой работе "Русская идея" писал о "гнусной морали "Домостроя", позорящей русский народ", а христианские идеи, утверждаемые в "отвратительном "Домострое", - называл "извращением христианства". Такова была реакция революционной интеллигенции XIX века на первую публикацию выдающейся книги времен Иоанна Грозного.

Так давайте ответим на вопросы, которые, безусловно, возникнут у читателей, столкнувшихся с понятием "домострой": что это за произведение, о котором так часто говорят, и кто был его автором?

Священник Сильвестр (год рождения не известен) был уроженцем Новгорода. Здесь, на родине, будучи сам иконописцем и серебряных дел мастером, он учил будущих иконников, каллиграфов, певчих и других мастеровых. В 1542 г. вместе с митрополитом Макарием он приехал в Москву и стал доверенным человеком царя Иоанна Грозного. В 1560 г. между ними произошел разрыв, и Сильвестр, удалившийся от царского двора, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридон. Сюда же он перевез свою келейную библиотеку. Скончался Сильвестр в конце 70-х годов XVI века.

Священник Сильвестр был ярким проповедником и писателем, автором "Жития княгини Ольги" и знаменитого "Домостроя". "Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину - мужу, жене, и чадам, и рабам, и рабыням" - так полностью называется произведение.

"Домострой" - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. "Домострой" регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинением строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность.

Важной частью "Домостроя" являются его главы "О мирском строении"; или "Как жить с женами, детьми и домочадцами", то есть в книге как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. "Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести". Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывать сыновей и дочерей. "Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение".

Наверное, самой интересной и самой любопытной для читателей может быть глава, названная "Похвала мужьям, или Слово о добрых женах". "Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного, - так начинается повествование. - Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женой блажен муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего".

Много внимания уделяется пище и питью - здесь указывается более 130 кушаний разного рода. Но названная еда не культивирует обжорство и расточительство. Наоборот, во всем видно рачительное, хозяйственное отношение к каждому кусочку и к каждой крошке, резко осуждается пьянство. Автор "Домостроя" тщательно расписывает "меню" в зависимости от церковных праздников и служб.

Со страниц "Домостроя" жизнь вырастает во всей полноте проявлений. "Домострой" был не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства.

"Домострой" - выдающийся памятник русской литературы. Каждое новое поколение читателей воспринимает его по-своему. Но главное, что остается в любом восприятии, - это то, что перед нами рассказ о высоких моральных устоях, которые укрепляли семью, дом, а значит - общество и государство. В нем, как писал Иван Сергеевич Шмелев, "заложены человеческие вечные ценности, а самое главное, здравый смысл".



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU