Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№4 2001

Какая Казанская икона Богородицы в Ватикане?

Наталия Николаевна ЧУГРЕЕВА

 

 Судьба святынь неотделима от судьбы народа, которому они принадлежат. Народ, отошедший от Бога, теряет свои святыни. Народ, возвращающийся к Богу, обретает их. В XX столетии погибло множество русских святынь, как гибли миллионы русских людей. Многие святыни и люди оказались в рассеянии за пределами своего Отечества. Некоторые святыни ныне "заключены" в музеи, иные хранятся под спудом до тех пор, пока мы не окажемся их достойны, пока не взыскуем их плачем о своих грехах. И когда окончится срок хождения по пустыне в поисках обетованной земли - Святой Руси, Господь возвратит прежние святыни и явит новые.

На Родину ждет своего возвращения икона Заступницы Русской земли - Божией Матери Казанской, находящаяся ныне в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане. Занимаясь историей Казанского образа, мне неоднократно приходилось видеть в России в храмах и домах православных христиан цветные открытки с изображением почитаемой иконы Богородицы Казанской в драгоценном окладе без указания ее даты, происхождения и местонахождения. Известно было, что древний Казанский образ находился в Фатиме (Португалия), а потом передан в Ватикан. Какая же икона хранится в Риме? Все было неясно. Оставался один путь - сделать официальный запрос в канцелярию Ватикана. Через несколько месяцев мне любезно были предоставлены информация о послевоенной истории иконы с некоторыми сведениями об исследовании образа и его цветная фотография, в которой я узнала икону на открытках.

После Великой Отечественной войны почитаемый Казанский образ, украшенный окладом с драгоценными камнями и жемчугом, попал за границу и оказался в Англии. В 1950 году его приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли Ф.А. Митчелл-Хеджез, который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в музее Виктории и Альберта в Лондоне Кириллом Бантом, считал образ тем самым, который явился в 1579 году в Казани и почитался в России как всенародная общерусская святыня. В 1962-63 годах икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка. Наследники Ф.А. Митчелла назначили за нее цену в 500000 долларов. В Америке также было распространено мнение, что это явленная в 1579 году в Казани икона. Исследование образа в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей, камни и алмазы на окладе были признаны подлинными.

В 1964 году Казанский образ в драгоценном окладе выставлялся на Всемирной выставке в Нью-Йорке, перед ним молилось множество христиан. Образ помещался в специальной часовне, выстроенной по модели часовни во имя Святой Троицы в Форт-Росс, русском форте, основанном в 1812 году в Калифорнии. Икону предлагалось выкупить видному православному иерарху архиепископу Сан-Францисскому и Западноамериканскому Иоанну (Шаховскому) (1989), с его именем связано становление Автокефальной Православной Церкви в Америке. В Америке был создан специальный комитет по сбору средств для постройки православного храма, где была бы помещена икона, но это предприятие не удалось. Тогда был поддержан проект, предложенный католической религиозной миссионерской организацией "Блю Арми" - Армией Девы Марии, явившейся в Фатиме (Blue Army of Our Lady of Fatima): поместить икону временно в католическом монастыре в Фатиме, но лишь до тех пор, пока не наступит время для передачи ее Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является. В Фатиме, святом для западного мира месте, около трех десятилетий множество паломников поклонялись почитаемому образу.

Прошли годы гонений на Церковь в России, однако в 1993 году организация "Блю Арми" передала икону не Русской Православной Церкви, а папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение. Ныне для возвращения иконы ставится условие личной встречи папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Однако в настоящее время она маловероятна: в Западной Украине продолжаются притеснения православных, а на территориях России, канонически принадлежащих Русской Православной Церкви, увеличивается число католических епархий и открываются католические приходы даже там, где католиков исторически никогда не было, то есть происходит наглая католическая экспансия - натиск Ватикана на Восток.

В конце октября 2000 года папой Римским Иоанном Павлом II был принят мэр Казани К. Исхаков, просивший возвратить Казанскую икону Богородицы в Казань к 1000-летию города. Предварительная договоренность, по сообщениям в средствах массовой информации, была достигнута. Вскоре, в день празднования Казанской иконы 4 ноября 2000 года в Казанском соборе в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем слове дал понять, что решать подобные вопросы может только Русская Православная Церковь. Святыня принадлежит русскому православному народу. Святейший Патриарх также выразил сомнение в том, что в Ватикане находится явленная в 1579 году в Казани икона.

Действительно, икона, находящаяся в Ватикане, не может быть явленным в 1579 году в Казани образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана (наличие позднего слоя живописи на первоначальном), не имеет оснований (результаты рентгена говорят о его отсутствии). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался и сохранялся в киоте под слюдой до его святотатственного похищения из Казанского девичьего монастыря в 1904 году. Размер Казанской иконы, находящейся в Ватикане, - 31,1 х 27 см, он больше явленного образа (26,7 х 22,3 см). Икона также не является московским списком с Казанской явленной иконы, прославившимся во время Смуты в Москве, с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского освободило столицу от поляков. Московский список конца XVI - начала XVII веков был чуть больше (27,3 х 24,5 см) явленной иконы, но меньше находящейся в Ватикане, вид московского списка известен по архивной фотографии.

Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не "грекофильский", а более "русифицированный", взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.

По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, часто бывавшего в Дивеевском монастыре и хорошо запомнившего, как он пишет, своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, икона Богородицы Казанской, находящаяся ныне в Ватикане, является Казанским образом Первоначальницы Дивеевской общины матушки Александры (Мельгуновой), прославленной 22 декабря 2000 года в лике местночтимых святых.

Село Дивеево, расположенное недалеко от Саровского монастыря, известного в XVIII-XIX веках святостью жизни многих великих подвижников, по произволению Самой Царицы Небесной избрано Четвертым Уделом Божией Матери. В Дивееве Пресвятая Богородица явилась Угоднице Божией монахине Александре, в миру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться там и положить начало Четвертому Ее Уделу. В первый раз матушка Александра сподобилась видеть и слышать Пресвятую Богородицу во Флоровском монастыре в Киеве, где она приняла монашеский постриг. Тогда Владычица повелела ей идти на Север России, обещая указать место, где Она устроит великую Свою обитель. Старцы Киево-Печерской Лавры и подвизавшиеся вместе с матушкой Александрой в Киеве старицы после долгих молитв единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что матушка Александра, удостоившаяся быть Первоначальницей Четвертого жребия Божией Матери во вселенной, "блаженна и преблаженна".

На том самом месте, где матушке Александре явилась Богородица, по благословению Саровских старцев Первоначальница общины воздвигла в 1773-79 годы каменный храм во имя иконы Богородицы Казанской. По сооружении храма или несколько ранее матушка Александра ездила в Казань, где получила "список с чудотворной и явленной Казанской иконы Божией Матери". Дивеевская общинка явилась началом Серафимо-Дивеевского монастыря. Старец Серафим Саровский, окормлявший дивеевских сестер, заповедал никогда не называть Казанскую церковь приходской, так как со временем она присоединится к монастырю и будет теплым, зимним его собором (в 1992 году Казанский храм передан монастырю и окружен монастырской оградой). По пророчеству великого святого Серафимо-Дивеевский монастырь станет единственной в мире женской Лаврой, которая будет располагаться там, где находится Казанская церковь.

Преподобный Серафим говорил о матушке Александре: "Великая и святая жена была она, матушка Агафья Семеновна, вельми великая и святая! Я и сам доныне ея стопы лобызаю! Теперь пока ничего у вас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится; как источник потечет со всех сторон!". На третий день после прославления Угодницы Божией, 24 декабря 2000 года, ее святые мощи после всенощного бдения были перенесены с Крестным ходом из Преображенского собора обители в нижний (под Казанским) храм Рождества Богородицы, в котором, по предсказанию преподобного Серафима, будут стоять у столбов четверо мощей: "Четыре столба - четверо мощей!". Исполнятся, когда будет на то воля Божия, и другие пророчества старца Серафима. И если Казанская икона Божией Матери, находящаяся ныне у Римского папы, является святыней Дивеева, то она возвратится в последний, Четвертый Удел Божией Матери во Вселенной.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU