Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№4 2001

Время России

Владимир Николаевич КРУПИН

 

 "Возрастает вера - возрастает государство, процветает вера - процветает государство, преуспевает вера - преуспевает просвещение".

Митрополит Филарет (Дроздов)

Мы дети одного Отца Небесного, значит, мы братья. А если мы братья, что же мы ссоримся? Кроме нашей земной матери нам дарована еще и общая мать - наша национальность, нация. Любовь к ней не только не противоречит любви к Богу, но и поддерживает ее. Оттого, что я люблю свой народ, я легче пойму человека другой национальности, тоже любящего свой народ. Всем тяжело сейчас, все мы надеемся на лучшее, особенно в начале нового века, нового тысячелетия. Уже одна радость того, что именно нашим поколениям даровано встретить смену эпох, должна нас не разъединять, а сближать.

Я православный, и я не могу не защищать свои святыни, свою веру. Но я уважаю всех живущих рядом и далеко. И мне странно, когда слышу: вы говорите о Православии, но у нас же еще много и других конфессий, они могут обидеться. Это напоминает недавние редакторско-цензорские усекновения, когда русские писатели говорили о любви к России, к русской культуре, философии, музыке, а им заявляли: у нас же много других национальностей, они обидятся. Но уж сейчас-то, при такой разноголосице мнений, при таком шуме средств массовой информации, кому не дают высказаться? Всем дают слово. И опять получается - всем, кроме русских, православных. Вот какой парадокс свободы слова при демократии.

Читаю ветхие, желтеющие подшивки газет и журналов конца XIX - начала XX веков. Сколько же мечтаний и предсказаний счастливой жизни в наступающем XX столетии! Думаю, так же и эти наши газеты и журналы обветшают и высохнут, и так же будущий читатель скажет: фантазеры были в начале третьего тысячелетия. Ничего же не сбудется. Ведь ничего же не сбылось из предсказаний оракулов начала столетия. Ну, техника развилась, самолеты полетели, телевидение пришло - и что? Техника начала убивать людей, с самолетов было удобно бомбить, а по телевизору удобнее развращать и оглуплять. Дело же в нравственном состоянии человека. Только в этом. Все можно наделать, всякое барахло, предметы быта и удовольствия, а как создать душу человека? То есть как спасти ее? Она создана без нас и дана нам. Мы же наивно полагаем, что что-то можем свершить без участия в нашей жизни Бога, создавшего нас. По крайней мере, если одним из итогов ушедшего века будет понимание, что от обезьяны произошел один Дарвин, то это уже хорошо.

Без Бога ни до порога - эта простейшая истина определяет все поведение человека. И уж тем более в России, в стране, которая издавна находится под омофором (покровом) Пресвятой Божией Матери.

Но одно пророчество непременно сбудется - это то, что зло будет увеличиваться, ему не положено предела. Дети убивают мать за деньги, бабушки продают внуков для расчленения - все это потрясает нас, но тут же новые известия: людей превращают в рабов, пытают, жгут. Нет, безумие - норма обезумевшего человечества.

Спасение только в Боге. Только. Нет места на Земле, где бы не было печали.

От нее не убежишь на Гавайи встречать тысячелетие, не спрячешь в золоте, не утопишь в вине, не забудешь в разврате - печаль настигнет. Печали нет только в нашем сердце, но при одном условии: если в нем вера.

Мы перетащили с собой из декабря в январь и болезни свои, и заботы. Многих не досчитаемся, многих уже вскоре потеряем. И сами, учитывая крохотный срок человеческой земной жизни, особо не заживемся. Но есть вечная наша душа, ее бессмертие и грядущий ответ за земную жизнь. Вот чего, единственного, надо бояться.

В чем сила верующего? В его полнейшей независимости от внешних обстоятельств. Отберите у него имущество, дом, свободу, жизнь - вы же не отнимете у него Бога. Так что в новый век надо входить спокойно и с радостью: да, зло будет увеличиваться, но и наша надежда на Бога тоже будет расти.

Знакомый директор нефтехимического завода в начале 90-х годов говорил, что они, директорский корпус, очень надеялись: слова теоретиков демократии Гайдара, Бурбулиса, Чубайса о свободе предпринимательства, об инициативе снизу, которая поддерживается государством, окажутся не только словами. Не сбылось. Ну что ж делать - это теоретики. И вот в правительство пришли практики: Черномырдин, Шумейко, Сосковец. Думалось: это наши мужики, они понимают, они смогут. Но и у этих ничего не вышло. В чем же дело? А дело в любви к Отечеству. Основа же любви духовна, а духовность религиозна. Религиозность же всегосударственна. Когда государство подчиняет себе религию, оно рушится.

Но почему в России к власти приходят подлецы? Первая причина - не в характере русских стремиться командовать. Тем более не в духе верующих. Вспомним, как преподобные отцы наши всегда уклонялись от игуменства, как воспринимали возлагаемые на них бремена не как заслугу, а как тяжкую обязанность ответственности за братию. Но отчего же тогда именно русские военачальники побеждали во все времена любого неприятеля? Ответ тоже прост - поднимались на защиту Отечества. И тут генерал немногим отличался от солдата: все жили одной мыслью о победе.

Вторая причина - система выборности. Наворованное золото приводит к власти ворье. Деньги - категория нравственная и таинственная. Неправедно нажитые деньги никогда не служат добру. Церкви в двадцатые, тридцатые, шестидесятые годы рушились не только по попустительству бесовской злобе, но и потому, что некоторые были построены на нечестно нажитые деньги. Скопил человек состояние на чужих слезах, горе, обмане, чувствует - время помирать, становится страшно. Надо как-то душу спасать. Дай, думает, храм построю. А такой храм Богу неугоден. Богу отныне и до века угодны две лепты, приносимые во все времена набожными людьми. Система выборности власти должна быть снизу доверху. Почему порушился институт президентских наместников? Потому что это были отголоски партийной системы. Почему, как правило, главы районных администраций, небольших городов, поселков - люди достойные? Потому что их хорошо знают. Система, когда избираются во власть приличные люди, есть и выверена. Это десятские, сотские, тысяцкие выборные от земель, от сословий, но ни в коем случае не от партий. Смысл организации партии - в захвате власти. Другой цели у нее нет. Первая цель - захват власти, вторая - ее удержание.

Почему монархисты стоят за монархию? Потому что при ней исключается борьба за престол. Наследственная власть людей обогащает и примиряет, выборная - ссорит и разоряет. Обогащаются при этом, к слову сказать, "четверовластники". Об этой власти - журналистской - сказано и говорится достаточно. Тут, к случаю, вспомним пословицу: "Как собаку кормят, так она и брешет". Мы видим, что иных псов кормят хорошо. У них даже кости остаются, которые они бросают друг другу.

Вспомним, какую власть дает Спаситель Своим ученикам: "...се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам". Когда же Его ученики, апостолы от семидесяти "возвратились с радостию и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем", то Спаситель сказал им: "...тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах".

То есть власть, данная Спасителем, дается для усилий по спасению души. Власть же светская, мирская вводится тогда, когда падают нравы, растет преступность, когда требуются законы, чтобы как-то удерживать в узде человеческие пороки. И царь для многих воспринимается как Удерживающий зло в государстве. Отнимается Удерживающий - и государство падает. Вместе с тем мы не можем и не захотим сказать, что Россия с гибелью царя погибла. Монархический строй правления предпочтителен в России, но Россия выдерживает любые формы правления. Почему? Потому что Удерживающий живет в сердцах большинства, это Дух Святой, борющий бесов.

Если мы затронули такую тревожащую всех нас тему монархизма, сделаем крохотный экскурс в ветхозаветные времена. 1-я книга Царств (10, 18-19): "Так говорит Господь Бог Израилев: "Я вывел вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетающих вас. А теперь вы отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших и сказали Ему: царя поставь над нами". Далее: "И было слово Господа к Самуилу такое: "Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и Слова Моего не исполнил". В чем Саул прогневал себя перед Богом?

"И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник". Далее известное: "Избрал Давида, сына Иесеева из Вифлеема". И о рождении Соломона, сына Давидова (когда Давид послал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть и вступил с нею в прелюбодейную связь): Вирсавия "сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа".

Время судей израильских было более благоденственно для Израиля, нежели время царей. Ведь и зачатый во грехе Соломон впал в конце жизни в язычество. Время же судей вспоминается в Ветхом Завете как время благоденственное. Когда евреи кричали Иисусу Христу: "Осанна!", они уже знали о чудесном насыщении пяти тысяч пятью хлебами, и они хотели именно такого царя, но их первосвященники вменили Спасителю в вину именно это слово: царь. "И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: "Сей есть Царь Иудейский".

Что же делать нам, знающим так много и так много опечаленным? Знающим, что к власти приходят с помощью золота или оружия. Что с помощью золота к власти приходят жулики, а с помощью оружия - дубинноголовые. Знающим, что выборная система разоряет и ссорит людей, что поведение властей диктует уровень нравов, вспомним "Арапа Петра Великого": "Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа, пример был заразителен... французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые напевы сатирических водевилей". Уже знаем мы, что любые перевороты приводят к власти людей без чести и совести. Что делать? Ни в коем случае не свергать существующие власти, ибо заменяющие их будут еще хуже. Главное - бороться с врагами не своими, не государственными, а с врагами Христа. А кто же главные враги Христа? Мы сами, мы, своей греховностью постоянно пригвождающие Спасителя ко Кресту. И пока в России власти не богоустановленные, пока они, для вразумления нашего, Божиим попущением, - антирусские, нам надо терпеть и улучшаться. Как? Очень просто: не пить, не курить, не материться, любить жену и детей, молиться, ходить в Божий храм, уклоняться от зла и творить благо. Скажут: это так мало. Ведь Россия гибнет. Но она гибнет и оттого, что мы бесчинствуем. Оттого, что надеемся на свои силы, а не на милость Божию. Надеемся лишь на вождей, которые растут и пузырятся от самомнения. Вспомним убийственно точную народную пословицу: "Кабы Бог пастуха слушал, все бы стадо передохло".

Теперь мы имеем власть в известной мере плутократическую. А именно плутократы (по Платону) в школе демагогов изобрели искусственную, но прочную систему демократии, при которой внушалось, что власть якобы принадлежит народу. Но это, впрочем, такое же вранье, как диктатура пролетариата.

Сейчас в России диктатура денег, пошлости, разврата, насилия. Но нельзя не думать, что власть в России не означает власти над Россией... Как власть удерживается? Происками врагов. Никогда ни одно предвыборное обещание не было и не будет выполнено.

Но нечестными методами власть не удержать, как не удержать деньгами и пушками. Нам вдалбливали слова Ленина: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Прошло мало времени, и мы видим, что учение Маркса было всесильно, пока мы были сильны. В одночасье рухнула не только идеология марксизма, но и сила Варшавского договора. Нельзя нефтью и оружием крепить силу людского единства.

Главная власть в мире - власть Духа Святаго. Искать Его, прибегать под Его милость - в этом смысл жизни.

Вспомним слова Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Дроздова) о соотнесении веры и государства: "Возрастает вера - возрастает государство, процветает вера - процветает государство, преуспевает вера -преуспевает просвещение. Не то ложное просвещение западных нынешних мудрователей, которые, закрыв лицо свое от Солнца правды - Иисуса Христа, ищут свет во тьме, но просвещение истинное, исходящее Свыше от Отца Света и приемлемое верою в Единородного Сына Его. Тверда вера - твердо царство, колеблется вера - колеблется и царство, ослабевает вера - ослабевает царство, иссякает вера - иссякают источники благоденствия народа, исчезает вера - исчезает и царство..."

Мы ничего не оставили в прошлой жизни, в прошедшем веке. Обиды, раздражение, болезни каждый отдельный человек принес с собой из декабря в январь. И государства не сменили политику в новогоднюю ночь. Но два чувства должны двигать всеми нами: это уроки прошлого, из которого надо брать только хорошее, и надежда на будущее, на то, что хорошее будет продолжено и усилено. Мы же не перестали радоваться солнышку, дождю, расцветающим цветам. Приходят в мир дети, тянут к нам свои ручонки, чтобы мы поднимали их. Ведь стыдно же будет уходить из этого мира, если мы не сделаем его хоть капельку лучше. Если хотя бы на миллиметрик не подвинемся к пониманию, что земная жизнь - одна-единственная, но жизнь нашей, тоже единственной, души - вечна. Так что мы живем для души, для вечности, для России.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU