Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№3 2001

Ещё раз о женской доле

Юрий Петрович СИДОРОВ

 

 Спасительные наставления Иисуса Христа касаются всех трех уровней людского жизнеустроения: личного, семейного и социального. В статье о женской доле мы сочли целесообразным напомнить о принципах, на которых должна строиться жизнь в супружестве.

В начале 1850-х годов молодой магистр греческой словесности Константин Карлович Зедергольм, сын московского пастора, давно обрусевший, но сохраняющий лютеранскую веру, присутствовал при венчании своего друга. Православное бракосочетание он видел впервые, и многое ему было непонятно. Особенное недоумение вызвал у него тот момент, когда шаферы взяли у священника нечто похожее на короны и стали держать их над головами жениха и невесты. Он спросил у соседа, что это символизирует - богатую и славную жизнь, подобную царской? Совсем наоборот, - был ответ, - это символ мученических венцов, которые супруги должны быть готовы принять: ведь брак - это тяжелейший крест, ежедневный подвиг.

Константин был потрясен этим объяснением, и оно врезалось ему в душу. Часто размышляя над ним, он наконец принял твердое решение никогда не жениться и постригся в монахи под именем Климента. Так, уклонившись от трудного жребия семейной жизни, он предпочел менее трудный, по его мнению, жребий иночества.

Как же остальные решаются вступить в брак? Часто это делается по легкомыслию и по недопониманию ответственности, связанной с этим решением. Если относиться к браку не как к формальному оправданию блуда, тут надо как следует подумать и если уж сказать "да", то сказать сознательно, приготовившись к несению креста.

Сегодня мы поговорим о той части работы по сохранению и укреплению брака, которую должна брать на себя женщина. Православное учение о человеке исключает симметрию: у мужчины одни обязанности в супружестве, а у женщины - другие. Указаний на этот счет, данных самим Богом, в Священном Писании предостаточно, но поскольку апостол Павел суммировал все эти заповеди в послании к Ефесянам, удобнее обратиться к этому тексту.

"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5,22-33).

Устроение семьи - одно из самых важных дел на земле и без разделения обязанностей между супругами оно не получится. Апостол указывает, как они должны быть распределены. Женщина - продолжательница рода. Большая подчиненность женщины стихийному родовому началу приводит к тому, что она оказывается менее предсказуемой в своих желаниях, чем мужчина, который реалистичнее ее. Поэтому ему следует взять внешнюю организацию жизни на себя. Спросят: а если женщина подаст ему хорошую идею? Конечно, ему надо ею воспользоваться, но окончательное решение все-таки надо оставить за ним. Споров в семье категорически не должно быть, ибо споры - это смерть семьи. Муж, как и всякий человек, может ошибиться, не ошибочно только то, что подсказано Богом, но подсказку Бог сделает в первую очередь той семье, которая исполняет его заветы, записанные апостолом.

Пример того, к каким страшным последствиям может привести отсутствие у жены страха перед мужем, дан в том же Евангелии. Горделивый Ирод Антипа дал свой жене такую власть, что однажды она дерзнула потребовать через свою дочь, исполнившую понравившийся Ироду и его гостям танец, принести ей на блюде главу Иоанна Предтечи. И забывший о заповеданной Богом брачной иерархии Ирод исполнил ее требование! Это было торжество женского самоуправства, которое Иродиада постаралась усилить тем, что погребла, согласно Преданию, честную главу в нечистотах. Однако глава святого чудесным образом была обретена верующими - в первый раз на время, а во второй уже навсегда. Оба обретения Церковь отмечает в один и тот же день, прославляя Спасова Крестителя и обличая нечестивую Иродиаду и ее дочь - богомерзкую плясовицу Саломию, которая, согласно Преданию, за содеянное была наказана еще в земной жизни. Провалившись в полынью, она была обезглавлена сошедшимися на ее горле острыми льдинами и в предсмертной судороге дергала ногами, повторяя в последний раз свой бесовский танец.

Великие Божественные рецепты правильного устроения семьи стояли поперек горла врагу человеческого спасения. Долго думал он, как бы их дискредитировать, и наконец додумался: надо жульнически подменить христианскую идею одинаковой ценности мужской и женской личности требованием равноправия мужчины и женщины, что приведет к смешению их функций в семье и развалу семьи. Этот его замысел провели в жизнь феминистки, в числе которых была немецкая революционерка Клара Цеткин. По ее инициативе был учрежден Международный женский день Восьмое марта, призванный напоминать об этом требовании. Бедная Клара и не представляла себе, что это за день: по православному календарю это либо предпразднование (в обычный год), либо само празднование (в високосный год) первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, т.е. день позора матери всех феминисток, Иродиады.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU