"Русский либерализм есть нападение не на существующие
порядки вещей, а на самые вещи, не на русские порядки, а на самую
Россию... Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает
в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую
историю, все... Это никогда и ни в каком народе не случалось".
Федор Михайлович Достоевский
В мартовские дни Великого поста нам, православным, надо покаяться за свои прегрешения, нечестивые и дурные поступки, не только сугубо личные, но и общезначимые. Конечно, было бы справедливо, если бы публично покаялись те либералы-ненавистники России, о которых пишет Достоевский, кто и довел страну до нынешнего положения, но они-то в нашем журнале не публикуются да и читателями не являются (разве только в качестве аналитиков-ненавистников). А друзьям "Русского Дома" вроде бы и каяться за содеянное со страной -нечего. Однако изучаешь почту, слушаешь на встречах вопросы и признания несчастных, сбитых с толку даже верующих, честных людей: "А ведь я верил Горбачеву..." или "Как наваждение нашло - за развалину Ельцина в 96-м голосовала... - и снова понимаешь: есть в бедах Родины наша общая вина.
В роковом месяце мы не только поминаем мартовские трагедии династии Романовых, начиная с 200-летия убийства Павла I, но и скорбно обозначаем 10-летие начала крушения исторической России, великой державы, созданной и защищенной нашими предками. Внешние и внутренние враги Отечества через подвластные СМИ, подкуп и растление номенклатурной верхушки, воспитание поколения либералов "в розовых штанишках", опираясь на охмуренные массы, вступили в завершающую битву холодной войны. Вспомним ее вехи.
Первого марта 1991 года начали забастовку те, кто больше всех из рабочего класса зарабатывал в годы советской власти: шахтеры главных угледобывающих регионов России. Науськанные "реформаторами-демократами", они требовали повышения зарплаты, отставки Горбачева, роспуска Верховного Совета СССР, национализации имущества КПСС. Продажные профбоссы и апологеты воровского капитализма первый раз открыто сыграли на рваческих настроениях якобы элиты выродившегося рабочего класса. Потом поддержанный ими Ельцин выдал и позорную отставку Горбачева, и роспуск-расстрел Верховных Советов, и приватизацию имущества КПСС в пользу невиданного в любой демократической стране монстра - Управления делами президента. Вот только вместо повышения зарплаты, а то и взамен ее - показал огромный кукиш, видимый из Воркуты и Кузбасса. Сколько бы шахтеры ни перекрывали рельсов, ни стучали касками на Горбатом мосту - не мог он исторгнуть из себя ни капли христианского сострадания.
А губительные события марта 10-летней давности нарастали, как ранневесенний липкий ком. 14 марта, на Евдокию - подмочи порог, состоялась регистрация партий, давно подмочивших свою репутацию и показавших никчемность: Республиканской партии (около 5000 членов), Социал-демократической партии (около 5000 членов), Демократической партии России (28600 членов). Где они сегодня? Это же были не партии, а прикормленные пропагандистские группы влияния, промывания мозгов и отмывания агитационных средств. Шла подготовка не только к союзному референдуму о сохранении ССРСР, но и к российскому - о введении поста Президента, к московскому и ленинградскому - о введении поста мэра.
Если вопрос сохранения СССР был исторически насущным, то три других - чисто тактическими для взятия власти ельцинистами в центрах русской государственности, в самой РФ. Народ этого не расчухал, не прочитал хотя бы исторической, соборной и православной памятью, которая во многом и была разрушена сотрудниками журнала "Коммунист" Лацисом и Гайдаром или преподавателями университетов Поповым и Собчаком, воспитавшими молодых либеральчиков, которые готовились, по Достоевскому, к нападению не на обветшавшие "русские порядки, а на самую Россию". И это нападение было удачным: несмотря на подавляющее количество сторонников СССР (более 70 процентов), почти столько же проголосовало за совершенно ненужные, разрушительные, антироссийские по сути и названию посты президента и мэров. Разве среди голосовавших не было добропорядочных верующих, по-христиански честных тружеников? И за эти голоса надо каяться! Ведь они помогли распоясавшемуся Ельцину требовать разрушения "державы-монстра", свободы для России. Ельцин клеймил чиновничью рать управленцев (потом их стало в РФ больше, чем в СССР, в полтора раза!) и - о, восторг! - обещал отобрать у партийцев привилегии и даровать их всему народу. Это особенно нравилось технарям-недоучкам, младшим научным сотрудникам, околотворческой интеллигенции, пенсионерам с приподъездных лавочек. Всем! Да, Советский Союз был богатой страной, но все-то не могли иметь госдачи, персональные машины и кремлевские буфеты. Уставший следователь, допрашивавший молодого декабриста в 1825 году, поинтересовался: "Вам-то зачем нужно было лезть - у вашего батюшки имение с озером?". "Я хотел, чтобы так у всех было!" - воскликнул охмуренный юноша. "На всех озер не хватит", - вздохнул умудренный следователь.
Нет, хватит! - вопили подкупленные лжецы, а люди верили зверскому оскалу Ельцина, змеиному взгляду Бурбулиса, наглой ухмылке Шахрая, олигофренному чмоканию Гайдара. Почему? И по недомыслию, по заблуждению, но и по алчности, по забвению заповеди Господа: "Смотрите, берегитесь любостяжания". Жесткий в своих теориях религиозный мыслитель Константин Леонтьев 100 лет назад писал: "Чтобы русскому народу действительно пребыть надолго тем народом "богоносцем", от которого так много ждал наш пламенный народолюбец Достоевский, - он должен быть ограничен, привинчен, отечески и совестливо стеснен".
Как замечательно и по-христиански сказано: совестливо стеснен! А люди - огромные массы людей, пустых, недалеких, обманутых - поверили словам о безграничной свободе, соблазнились вседозволенностью и, конечно, халявой. Вот и получили "свободу личности", когда подозрительная личность, гражданин другого государства Гусинский разъезжает по своим виллам, уходит от российской Фемиды, но продолжает владеть СМИ, которые ведут дьявольскую, антирусскую и антиправославную пропаганду.
Итак, на каких же трех китах держались расчет и ложь либералов, о которых Достоевский писал: "русский либерал есть покамест еще нерусский либерал" (через сто с лишком лет он стал еще более нерусским, Федор Михайлович)? Первый - отсутствие Бога в душе и в голосе, забвение отеческих преданий. Второй - жажда стяжательства, вера обещаниям, что хлеб насущный будет добываться без труда (сюда же входит доверчивость миллионов к высоким процентам банков, ваучерам и "пирамидам"). Третий - отсутствие у многих тяги к ученью-свету, самообразованию, великим книгам и советам мудрых наставников. Последнее особенно удручает: можно ли доверяться злобе и чуши Сванидзе да Киселева или читать в зрелом возрасте "Московский комсомолец" (а я вижу в метро таких любителей сплетен, скандальчиков - "грязнотцы", по Достоевскому), когда появился доступ к изданиям и книгам, необходимым русскому человеку, как чистый воздух!
Вот и подумаем, читатель, не поддавались ли мы одному из трех перечисленных выше грехов, на которых сыграли враги России - удела Пресвятой Богородицы. Решим, есть ли вина и на нас, даже не принимающих "судьбоносных" решений, как говаривал один из правителей с меткой на лбу. Из наших судеб складывается судьба России, вступившей в новый век только календарно, но еще не исторически, политически и духовно.