Настоящее безумие воцарилось на нашей планете... Особенно остро пахнуло им в осенние дни 1997 года, когда средства массовой информации транслировали на все континенты "плач по Диане".
Чтобы передать траурные сюжеты, снимались с эфира важнейшие новости; политики, оттесняя друг друга, рвались на экраны телевизоров, чтобы выразить свое горе и этим набрать в конкурентной борьбе дополнительные очки. Правительство острова Монтсеррат объявило, что переименует столицу Плимут в Порт-Диана; на минуту остановилось сердце британской финансовой системы Лондонское Сити; всего во второй раз за всю историю Англии ее мировые суды приостановили свою работу (в первый раз это произошло в день окончания первой мировой войны); неумолкающий соловей Лучано Паваротти временно потерял голос. И тысячи безымянных граждан, по девять часов выстаивавших в очереди, время от времени бились в истерике и падали на мостовую, обливая ее слезами.
Конечно, ажиотаж быстро проходит. Ко времени выхода в свет этой статьи о Диане начнут забывать даже ее соотечественники. Но для нас представляет интерес не она сама, а то сокровенное, что прячется в тайниках души современного человека и что выплеснулось наружу после смерти Дианы. Кумиры приходят и уходят, а те, кто их оплакивает, остаются. Но как раз они-то и составляют материал истории, от свойств которого зависит ее ход.
Публичных деятелей оставим в покое - они несвободны в выражении своих чувств, ибо вынуждены ориентироваться на массу. Но почему горевала толпа? Кем должен быть умерший для оставшегося, чтобы оставшийся ощущал его смерть как невосполнимую утрату и не мог бы сдержать слез?
Настоящая боль пронзит твое сердце только тогда, когда уйдет кто-то родной, близкий тебе по мироощущению, признающий ценным то же, что и ты, и отвергающий то, что и ты отвергаешь. И эта боль будет особенно сильной, если этот человек был значительнее и весомее тебя и поэтому мог прочно утверждать в жизни общие для него и тебя идеалы, укрепляя этим твое чувство правоты.
Именно такого рода трагедию пережила с гибелью Дианы Спенсер самая многочисленная составляющая нынешнего "мирового сообщества", которую по привычке хочется назвать народом, но это слово к ней не подходит. Народ всегда какой-то-либо это русский народ, либо немецкий и т.д. На земном шаре жил не "народ", на нем жили "народы". Но эти времена уходят в прошлое. Различия между жителями разных стран нивелируются, и на первый план выдвигается то общее, что присуще им всем. Поэтому лучше говорить о них как о "населении", а вместо слова "культура", которое применялось к каждому народу отдельно ("китайская культура", "скандинавская культура" и пр.), использовать слово "цивилизация" - она теперь одна на всех.
Так вот, основная масса сегодняшнего "цивилизованного" населения единодушно отреагировала на гибель бывшей принцессы Уэльской горькими рыданиями, и это позволяет нам лучше понять, что же представляет собой эта пресловутая "цивилизация", к которой быстро присоединяемся теперь и мы.
Стоит вспомнить, что почти в то же время, что и Диана, скончались еще два известных лица: Жак Ив Кусто и мать Тереза. Первый, по словам специалистов, открыл больше тайн о море, чем было открыто за всю предыдущую историю океанографии. Вторая, как было подсчитано перед вручением ей Нобелевской премии, спасла от голодной и холодной смерти около миллиона (!) душ. Кусто провожали в последний путь торжественно, но с оттенком официальности, народного горя не было. Смерть матери Терезы мировые СМИ отметили более чем скупо. А вот кончина женщины, которая не дала человечеству ничего осязаемого, но постоянно удовлетворяла любопытство публики по поводу частной жизни королевской семьи, потрясла "население" до основания. В чем же тут дело?
В том, конечно, что для массы, проникнутой духом современной цивилизации, Диана оказалась родной и близкой. Она ухитрилась схватить на лету все идеалы, которые внушает населению эта цивилизация, и с незаурядной смелостью и незаурядным упорством претворяла их в жизнь. В этом смысле Диану можно было бы назвать гениальной.
Дух, заговоривший в Диане так громко и отчетливо, как он не говорил до нее ни в ком, есть дух освобождения от всего сдерживающего, как в индивидуальном, так и в коллективном бытии человека. Действуя на отдельных людей, он разрушает духовные структуры, дисциплинирующие и организующие личность. И это ведет к либерализации, которая, действуя на общество, разрушает структуры, обеспечивающие его иерархичность и многоуровневость, это ведет к эгалитаризации.
Либерально-эгалитарный процесс (термин Константина Леонтьева) был пущен в ход еще Великой французской революцией, в девизе которой имеются слова "либерте" и "эгалите", но до самого последнего времени его суть маскировалась личиной "прогресса". Теперь становится все яснее, что это - прогрессивный распад.
Благодаря Диане Спенсер распад можно видеть с полной наглядностью. Ее образ жизни выдал то, что наша прогрессивная "цивилизация" утаивала от непосвященных. И что же? Вместо шиканья раздался гром аплодисментов, вместо криков возмущения послышались голоса одобрения, вместо тухлых яиц полетели букеты цветов. Видно, пробил час духу разрушения сбросить маску: когда почти все уже свои, чего там стесняться! Власть, которой он владел до этого нелегально, теперь легитимизирована появлением новой мученицы, поклонение которой и есть поклонение этому духу. Именно мученицей называли ее комментаторы в дни, когда о ней столько писалось и говорилось.
Это не просто кощунство, тут есть реальная подоплека. Известно, что дьявол - обезьяна Бога, ибо, не умея ничего придумать сам, он с завистью глядит на Того, Кто один обладает способностью "творить из ничего", и выворачивает увиденное наизнанку. Ну а то, что дух нашей цивилизации есть дух дьявола, можно учуять и не обладая особенно острым обонянием. В таком "обезьяньем" смысле Диану и провозгласили "святой", усмотрев в ней множество доблестей. Вглядеться в эти доблести очень поучительно.
Вступив в королевскую семью, Диана принесла семье ссору и позор. Она выносила сор из избы и дискредитировала королеву. Диана отстаивала свое право жить так, как ей хотелось, и не уступать ни в чем. В конце концов, она стала требовать лишения принца Чарльза права на престолонаследие на том основании, что, по ее мнению (!), он не способен быть хорошим королем. И "цивилизованная" толпа приветствовала эту доблесть - доблесть разрушения последней духовной скрепы британцев: уважения к своей исторической монархии.
Конечно, английская королева уже давно перестала быть "удерживающей" - хотя бы потому, что не имела никакой реальной власти, но сам факт существования Божьего Помазанника, пусть чисто символического, и память о том, что раньше такие Помазанники действительно сдерживали его вредоносные действия, приводят сатану в ярость и вызывают его ненависть к монархии. Эта ненависть кипела и в груди Дианы.
Будучи по рождению аристократкой (графиней), Диана Спенсер вела себя так "раскованно", что плебеи признали ее своей. Поэтому ее и нарекли "народной принцессой". Она стала новой Эвой Перон, только та вышла из грязи в князи, а эта - сошла из князи в грязь. Это была доблесть разрушения института ранга и сословности, вклад в дело всеобщей уравниловки, уничтожающей в обществе, выражаясь языком физики, "разность температур" и ведущей к его тепловой смерти.
Будучи чистокровной англичанкой, Диана вступила в связь с арабом и вроде бы собиралась даже выйти за него замуж. Это была доблесть наглядной пропаганды смешения наций - вещи глубоко богопротивной, ибо существование на земле разных рас и племен замыслено Творцом как условие многообразия культур, создающих на земле красоту. Поговаривали и о том, что, став супругой Доди, она хотела принять мусульманство, а это была бы доблесть экуменизма, то есть еретической идеи множественности истины.
Став членом семьи, которую было принято считать самой строгой и традиционной в мире и в этом отношении бывшей идеалом для других семей, Диана публично восстала против ее строгости и ее морали и тем самым разбила в глазах миллионов идеал семейного устроения, унаследованный от христианства. Тут она проявила такую доблесть, что дух захватывает: сообщила с экрана телевизора о своих внесемейных интимных отношениях. Конечно, грех супружеской неверности по людской слабости совершался и прежде, но, совершая его, люди понимали, что это нехорошо. Тут же не от кого-нибудь, а от будущей королевы Англии (это было до развода) мир узнал, что тут нет греха, что это - норма. Как тут не прийти в восторг?!
Ответив на увлечение мужа моментальной встречной изменой, Диана провозгласила этим симметричность мужчины и женщины - идею гораздо более богопротивную, чем их равноправие. Под равноправием имеется в виду равенство перед законом, здесь же постулируется их эквивалентность как биологических и нравственных единиц. Такой эквивалентности, конечно, нет, так что это очевидная ложь, поскольку она особенно дорога "человекоубийце от начала", ибо уничтожает одну из главных движущих жизнью разностей потенциалов, утверждение ее Дианой наверняка внесено в список ее высших доблестей. Недаром ее так обожали феминистки.
Разрушающее действие оказывал и сам образ жизни леди Дианы, особенно после развода. Если отбросить ее показательные посещения больниц, говорить о которых всерьез так же смешно, как о подобных театрализованных представлениях Раисы Максимовны Горбачевой, это было "шикарное" времяпровождение за чужой счет в самых дорогих злачных местах мира, которое масс-медиа обсасывала во всех подробностях, превращая Диану в символ гедонизма. А так как гедонизм, став для общества нормой и идеалом, приводит к его вырождению и гибели (как это произошло в Древнем Риме), его насаждение с помощью Дианы должно было рассматриваться главным человекоубийцей как еще одна ее доблесть.
Думается, этот перечень "заслуг" Дианы достаточен, чтобы пролить свет на феномен "Леди Ди" и раскрыть его зловещую суть. В опрокинутом обезьяньем мире, который сатана пытается построить, она - "великая святая". Кавычки означают здесь то самое "анти", которое автоматически возникает перед всяким понятием, уворованным упомянутым персонажем у Бога. В этом, умноженном на минус единицу, мире Диана обладает полнотой "святости", и этим она уникальна. Учитывая это, можно предположить, что, расставшись с земной жизнью, она воссела совсем недалеко от князя тьмы - может быть, в том самом колье в полмиллиона долларов, которое так таинственно исчезло из смятого в лепешку "Мерседеса".
Впрочем, где ее посадит хозяин, - это ее проблемы. Православных людей должно интересовать другое: что хотел сказать им Господь, попустив в конце второго тысячелетия христианской эры появление антисвятой такого масштаба?
В Апокалипсисе сказано: "неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится" (От 22,11). Это означает, что в последние времена должна произойти окончательная поляризация человечества на почитателей сатаны и почитателей Бога, чтобы стать более явной.