ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Архив: 

События конца января, несмотря на предостережения и запреты властей, вывели на улицы российских городов тысячи людей. Среди них оказалось немало подростков, включая детей. Почему они там оказались, ведь это было, прежде всего, небезопасно для их же здоровья. Давайте попробуем в этом разобраться.


Один за всех и... каждый за себя
Мазать всех «одним миром», подгоняя под «одну гребёнку», мы не будем. Но попробуем для начала раз делить их на группы. К первой, самой многочисленной, следует отнести лю бопытных. Любопытство свойственно и многим взрослым людям, тем более что оно взращивается и подогревается с младых ногтей теми же СМИ и соцсетями. Не быть любопытным – не знать, что сейчас в тренде, бренде, моде или что сказал по какому-то поводу очередной, взращённый соцсетями кумир – значит «отстать от жизни» и получить от товарищей ка кое-нибудь обидное прозвище, став, к примеру, «лузером». А кто же в свои 10–16 лет согласится на это? В такой причине своего появления на улице признались многие из опрошенных детей и подростков. Они не вникали в тонкости хитросплетений политики, но, узнав из тех же соцсетей, что будет какая-то «движуха», поспешили оказаться в её эпицентре, приготовив мобильные устройства для селфи.
Вторая группа – это «протестуны», более зрелые молодые люди, как правило, холерики и сангвиники по психотипу, которых легко зажечь и увлечь, чем пользуются в своих интересах посторонние люди, в т. ч. организаторы акций и экшнов. «Протестуны» считают себя врождёнными, с детсадовских времён, борцами «за правду» и уже ради этого готовы «идти на эшафот», вдохновляясь многочисленными примерами отечественных и зарубежных революционеров и прочих борцов за «свободу, правду и справедливость». Почему в кавычках? А потому что ни свобода, ни правда, ни справедливость не появляются в результате насилия и тем более поиска их на переполненных улицах, что не раз подтверждено исторически. Они есть плод внутренней деятельности человека и являются результатом кропотливой работы над собой. Но заглядывать в себя, искать там соответствие идеала людям неинтересно! Гораздо проще принять подготовленную (кем-то) повестку и, накручивая себя и заводя других, требовать этого от других. Так искусственно подпитывается самолюбие и реализуется «правдоборческий» бренд.
Есть и третья группа молодёжи: те, кто пошёл за всеми, не имея ясных целей и задач, что называется «за компанию». Это тоже достаточно многочисленная тусовка. «Быть как все» – это очень удобно, но ведь при этом молодые люди ещё хотят быть индивидуальностями, как-то выделиться из толпы! Как сочесть эту «стадность» с заявлением о себе на общем фоне? На помощь приходят смартфоны и гаджеты, которые создают иллюзию превосходства над теми, кто по каким-то причинам не влился в «стадо», приобщившись к чему-то важному, сакральному, о чём шумели и ещё пошумят соцсети и популярные в кругу знакомых информационные каналы. Послать
видеорепортаж или фотоотчёт с места события, о котором столько говорят и пишут, – значит стать круче, чем ты был вчера. И эта иллюзия помогает решить заявленную проблему подростковой индивидуальности.
Яйца против куриц
Но стоит задаться вопросом: если это дети, то у них должны быть родители. Где они? Каково их влияние на своих отпрысков? Почему они отпустили их на улицу? Признаемся, эти вопросы нужно было поставить в самом начале и не только этой статьи, ведь проблема воспитания является по своей сути глобальной задачей, определяющей многие происходящие процессы. О том, что «что-то пошло не так», во весь голос говорят не только педагоги, демографы и социологи, но и политики, в т. ч. первые лица страны. А сводятся их разговоры к тому, что молодёжь-де упустили, потеряли, что в детско-родительских и раньше столь непростых взаимоотношениях произошла очередная революция, связанная, прежде всего, с общим кризисом семьи и переоценкой ценностей. Дедушка, папа, мама, бывшие долгие годы признанными лидерами и авторитетами в общественном сознании и семье, ныне активно вытесняются на обочину иерархичного восприятия мира, которое само подвергается ревизии в связи с глобалистскими тенденциями и планами по переустройству мира, общества и самого человека.
Кто сейчас зачастую является главой семьи? Ребёнок! Вокруг него вращается всё, к нему обращено всеобщее внимание взрослых. Ему, а не отцу-кормильцу – лучший кусочек, ему же (по первому требованию) покупается очередная игрушка или новый смартфон, часто в ущерб интересам взрослых, не говоря уже о психическом здоровье самого ребёнка. А ведь это явление, получившие у специалистов название «педоцентризм», формировалось у нас на глазах ещё в советское время.
Я помню прекрасное стихотворение Сергея Михалкова про такого мальчика – тирана Витю «из квартиры номер 6», который «кроме плюшек и пирожных ничего не хочет есть» и, «набив пирожным рот, говорит: а где компот? Дайте то, подайте это, сделайте наоборот». Так что, спустя десятилетия, благополучно пережив распад СССР, смену идеологий, педоцентризм, получив неожиданную поддержку с Запада в виде антисемейных и гендерных тенденций, продолжает превалировать во многих российских семьях. «Яйца» всё чаще начинают не просто учить «куриц», но игнорировать своё от них происхождение, не говоря уже об их мнении относительного своего досуга.
Вместо родителей с их опекой, контролем и какими-то требованиями едва вылупившиеся из яиц «цыплята» тут же с помощью подаренных им «наседками» смартфонов находят себе новых воспитателей – учителей жизни, которые обещают им, конечно же, подлинную свободу, начав с разъяснений их прав! Налицо смена матрицы общественного сознания: вместо «устарелой конструкции», каковой объявлена современная общественная формация, приходит новая, цифровая, где особая роль тарана отведена молодёжи, получившей своё наименование – «поколение Z».
Осторожно, дети!
Вот как условно звучит их манифест, опубликованный на сайте общественного движения «Московские суворовцы»: «Мы – дети, которых бросили родители и учителя, отдав нас на воспитание гаджетам и соцсетям, в которых мы нашли то, чего нам не хватало, – внимания, заботы и любви. Мы не смотрим телевизор, не читаем книг и не играем во дворе, а тусуемся в инете, где находим всё, что вредно, но о-очень интересно. В сети мы учимся, как надо жить – играть, продавать, не верить, врать, хамить, стрелять и убивать. Там хорошо, если что не получается, то можно перезагрузиться, а полученные навыки перенести в реальную жизнь. У нас есть своё мнение, а всё остальное – неправильное. Мы хотим всё и сразу, желательно без особого труда и напряга. Для нас главное – “развлекуха” и “бабло”, а всё остальное мы купим – так нас воспитал телевизор и интернет. У нас есть свои онлайн-герои, которым мы подражаем. Их всегда можно найти в “Ютюбе” и пообщаться с ними в “Фейсбуке”, “Воцапе”, “Тик-токе”, да ещё много где и как. Наши онлайн-герои всегда заботятся о нас...
Мы рады онлайн-обучению. Раньше на уроках учителя отбирали у нас “цифровых гадов”, но теперь – полная свобода! Мы ездим по ушам родителям, ссылаясь на онлайн-домашки, и погружаемся в стрелялки, порносайты и мессенджеры. Мы знаем всё, но не понимаем ничего. Мы полны сил и негативной энергии, которую мы получаем в онлайн-играх и соцсетях. А эту энергию надо куда-то девать. Ранее мы ходили в качалки, но сейчас нельзя – пандемия. Вот мы и ходим на всякие сомнительные тусовки, как учит наш любимый интернет...»
Есть и другое мнение, более глубокий взгляд на проблему. Принадлежит оно протопресвитеру Александру Шмеману, практически нашему современнику (1921–1983), выдающемуся мыслителю русского зарубежья, философу, педагогу, проповеднику, автору научно-богословских сочинений и дневниковой, эссеистской прозы:
«Раньше спасало мир то, что молодёжь хотела стать взрослой. А теперь ей сказали, что она именно как молодёжь и есть носительница истины и спасения. “Ваши ценности мертвы!” – вопит какой-то лицеист в Париже, и все газеты с трепетом перепечатывают и бьют себя в грудь: действительно, наши ценности мертвы!
Молодёжь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и вместе с тем самый лицемерный. Молодёжь “ищет”? Ложь и миф. Ничего она не ищет, она преисполнена острого чувства самой себя, а это чувство исключает искание.
Чего я искал, когда был “молодёжью”? Показать себя, и больше ничего. И чтобы все мною восхищались и считали чем-то особенным. И спасли меня не те, кто этому потакал, а те, кто этого просто не замечал. В первую очередь – папа своей скромностью, иронией, даром быть самим собой и ничего “напоказ”. Об него и разбивалась вся моя молодёжная чепуха, и я чем больше живу, тем сильнее чувствую, какую удивительную, действительно подсознательную роль он сыграл в моей жизни».
«Так что же делать?» – спросит озадаченный читатель. Но готового и быстродействующего рецепта не существует. Первое и самое важное осознать происходящее и найти в этом процессе себя, своего ребёнка. Возможно, ваши отношения сохранились в традиционной системе координат, а сын или дочь ещё не стали объектом манипулирования со стороны вполне взрослых дядей, находящихся по ту сторону экрана подаренного вами гаджета.
Роман Алексеевич
АЛЕКСЕЕВ