Дорога в будущее идёт из прошлого

В статье Егора Холмогорова «Корона Российской империи», опубликованной в № 6-2017 журнала «Русский Дом», утверждается: «…сегодняшняя монархия может быть только конституционной, развивающей традиции русской монархии после манифеста 17 октября 1905 года… Иными словами, речь о восстановлении доманифестного неограниченного самодержавия идти не может».

Не могу согласиться с уважаемым автором. Мне представляется однозначным, что «Утверждённая грамота об избрании на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова» Великого Московского Церковно-Земского Собора 1613 года – это основной принятый соборно церковно-государственный документ, отход от положений которого при обсуждении вопросов восстановления монархии в России совершенно недопустим.

Утверждённая освященным Собором грамота 1613 года – документ строгий: «А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый... в каком чину ни буди... чину своего извержен будет, и от церкви Божии отлучен и святых Христовых Таин приобщения, яко расколник церкви Божия и всего православного христьянства мятежник, и разоритель Закону Божию…». Таким образом, грамота 1613 года всякого, кто «начнет глаголати ина и молву в людех чинити», отлучает от Церкви, запрещает в причащении и проклинает.

Грамота 1613 года неоднократно определяет «государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Русии самодержца, и его детей, которых им, Государем, вперёд Бог даст», как самодержавных правителей России. Грамота распространяет своё действие на всех потомков Михаила Феодоровича Романова «в предъидущая лета в роды и роды». Согласно ей, только потомок Михаила Феодоровича Романова может стать царём России.

Ныне здравствуют сотни Романовых по крови, многие из них хорошо известны. Потенциально любой человек из рода Романовых православного вероисповедания, имеющий российское гражданство, может стать российским монархом. Известно, что принятие на себя великим князем Кириллом Владимировичем в 1924 году титула Императора Всероссийского не было признано ведущими членами Дома Романовых, матерью Государя Императора Николая Второго вдовствующей государыней императрицей Марией Фёдоровной и старшим членом Дома Романовых великим князем Николаем Николаевичем – младшим.

Согласно опубликованной записи слов бывшего духовника царской семьи архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова), сделанной его келейником, на вопрос о происхождении будущего царя владыка отвечал: «Он не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых».

Возврат к Высочайшему Манифесту 17 октября 1905 года был бы ошибочным и с точки зрения практической политики. Именно Высочайший Манифест ввёл в структуру власти Государственную Думу, которая стала инициатором и участником отстранения от власти государя императора. Нет никакого смысла наступать на одни и те же политические грабли повторно.

Первым организационным шагом в направлении возможного восстановления православной монархии в России может стать создание главой государства экспертной рабочей группы для изучения вопроса и подготовки предложений.

Согласно митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву), «учение о Православном Царе есть учение церковное, оно возникло и сформировалось в православном мировоззрении и… после осмысления и укоренения в сознании современников обрело общепризнанный характер».

Первейшая обязанность православного царя перед Богом – забота о Церкви, глава которой – Сам Господь. Согласно Своду основных государственных законов Российской империи, «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной».

Всем, кто не принадлежит к господствующей Церкви, присвояется свобода веры, «да все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы Империи».

Бог управляет народом через царя. Согласно владыке Иоанну, «источник власти один – Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни находились. Народо-властие, “народное представительство”, с точки зрения христианства, – абсурд. Народ не может никому поручить свою “власть”, ибо у него этой власти просто нет».

Бог избирает человека властвовать над народом от Своего Лица, «один Бог, один Государь» и в таинстве Царского миропомазания сообщает ему силы, необходимые для управления державою. Бог и дальше не оставляет царя в его служении, «сердце Царево в руце Божией».

Проявить себя в мире Божие избрание может в том числе через соборное волеизъявление, как это было при возведении на престол Михаила Феодоровича Романова.

Бог управляет миром, Промысел Божий определяет ход исторических событий. Восстановление православной монархии в России, желанное сердцу многих православных христиан, – в Деснице Господней. «Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих». Дорога в будущее идёт из прошлого.

Дмитрий Лелич ДРУЖИНИН,

лауреат Премии  Правительства РФ  в области науки и техники